Статьи об автомашинах

Турбина или компрессор?

Элементарные законы физики, по которым действует двигатель внутреннего сгорания, диктуют нам простую зависимость: для того, чтобы получить больше мощности, нужно затратить больше энергии, а значит – сжечь больше топлива. Говоря простым языком, двигатель с большим объемом камеры сгорания всегда будет мощнее малолитражного мотора.

Поиски способа увеличить мощность двигателя, не увеличивая его объем, велись практически с момента появления первых ДВС. Первым устройством, которое стало по-настоящему эффективным, был компрессор (нагнетатель воздуха). Общеизвестно, что в камеру сгорания двигателя впрыскивается топливно-воздушная смесь. Энергия сгорания этой смеси напрямую зависит от количества кислорода в составе смеси. Обогащать топливную смесь кислородом и призван компрессор.

Наибольший расцвет механических нагнетателей пришелся на 60-е годы прошлого столетия в Соединенных Штатах Америки. То было время так называемых Muscul Cars. Установка компрессора на какой-нибудь Pontiak GTO позволяла поднять и без того немаленькую мощность двигателя до «нескромных» величин. Особая прелесть двигателя с компрессором состояла в том, что чем быстрее ехал автомобиль, тем мощнее он становился. Набегающий поток воздуха подавался механическим нагнетателем в цилиндры под большим давлением. Прирост мощности придавал автомобилю ускорение, что в свою очередь позволяло компрессору нагнетать еще больше кислорода.

Практически в одно время с компрессором появилась более технически сложная и дорогая альтернатива – турбина. Задача турбины абсолютно идентична – подать в камеру сгорания двигателя больше кислорода. За эффективность работы турбины приходится платить сложностью и дороговизной самого механизма.

Турбина встроена в конструкцию автомобиля. Энергию она получает от выхлопных газов в выпускном коллекторе. Турбина имеет собственную систему смазки, керамические подшипники, и очень чувствительна к перегреву и пыли. Автомобилю с турбонаддувом категорически противопоказаны грунтовые дороги. Его двигатель нельзя глушить сразу, после остановки автомобиля. Нарушение этих правил грозит ремонтом либо заменой агрегата, что выльется в сумму не менее 1 000 условных единиц.

Стоимость же компрессора составляет примерно 150 долларов, причем его установку вполне по силам произвести любому карбюраторщику. Компрессор прост в эксплуатации и неприхотлив в обслуживании.

Конечно, никто не призывает снимать турбины с автомобилей и устанавливать взамен компрессоры. Но если стоит задача оснастить автомобиль устройством, радикально повышающим мощность двигателя, и при этом, не требующим заоблачных расходов, Ваш выбор безальтернативен – компрессор.