Russian Chemical Community
 
Пользовательский поиск
   главная
  предприятия
  марки сплавов
  соединения
  синтезы
  объявления
  ► информация
  рефераты
  архив
  актуально
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  

БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ ПРОТИВ БАНДИТСКИХ ССУД

   Поделиться ссылкой :    LiveJournal Facebook Я.ру ВКонтакте Twitter Одноклассники Мой Мир FriendFeed Мой Круг

Криминал душит предпринимателей не меньше, чем бюрократия

Пример многих стран убеждает, что рыночную экономику можно считать развитой, когда половина и более ВВП формируется предприятиями малого и среднего бизнеса. У нас эта доля в несколько раз меньше - по некоторым оценкам 10-12 процентов. Достоверной статистики о вкладе малого и среднего бизнеса в российский ВВП нет из-за пребывания многих предприятий в тени, укрывающей от налогового пресса и административного беспредела.

Далека от совершенства структура малого и среднего бизнеса. В основном он сконцентрирован в торговле и сфере услуг. Производственная стезя даже для желающих ступить на нее оказывается недоступной. Приобретение оборудования и аренда помещений требуют солидного стартового капитала. Заемные же средства должны быть дешевыми и долгосрочными. Да где ж их взять? Банки до последнего времени предпочитали работать с крупными клиентами. Начинающим предпринимателям проще и ближе обратиться за финансовой поддержкой к местным мафиози, чем оформить банковский кредит, что автоматически приводит к непрозрачности малого и среднего бизнеса. Это признают и банковское, и бизнес-сообщество.

Всемирный банк разработал проект концепции "Развитие малого и среднего предпринимательства и банковского сектора в регионах Российской Федерации". В ее разработке приняли участие Банк России, Минфин, Минэкономразвитие, МАП, банковские ассоциации и объединения предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, президент которой Евгений Примаков считает, что реализация проекта "будет иметь прорывное значение".

Всемирный банк разработал проект концепции "Развитие малого и среднего предпринимательства и банковского сектора в регионах Российской Федерации". В ее разработке приняли участие Банк России, Минфин, Минэкономразвитие, МАП, банковские ассоциации и объединения предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, президент которой Евгений Примаков считает, что реализация проекта "будет иметь прорывное значение".

По словам Примакова, особенно важно найти оптимальную систему, в которой крупные предприятия опирались бы на малые, нацелить малый бизнес на решение конкретных задач научно-технического прогресса.

Генеральный директор Некоммерческого фонда реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов Мстислав Корольков выделяет четыре предполагаемых компонента проекта. Во-первых - поддержка мероприятий по созданию "благоприятной среды" для развития малого и среднего бизнеса на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых - поддержка в создании и становлении агентств кредитных историй и системы регистрации залогов движимого имущества, изучение возможности внедрения дополнительных методов снижения рисков. В-третьих, институциональное развитие финансового посредничества в регионах. И, наконец, предоставление средне- и долгосрочных кредитных ресурсов предприятиям в регионах через приемлемых финансовых посредников.

Предполагается, что полигоном для осуществления проекта станут 7 или 14 регионов, отобранных на конкурсной основе. Критерием послужит готовность местных властей создать комфорт для среднего и малого бизнеса. Число участников зависит от возможностей Всемирного банка и российского бюджета-2004. В первом случае от Всемирного банка потребуется заем около 150 миллионов долларов, во втором - около 300 миллионов.

Чтобы избежать неприятностей от резкого колебания валютного курса, предлагается в долларах кредитовать только предприятия-экспортеры, а остальным выдавать ссуды в рублях.

По мнению президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, проект позволит устранить излишнюю зарегулированность, найти стандарт оформления кредитной документации, успешнее осуществить банковскую реформу.

В концепции проекта отмечается, что именно сейчас налицо имеются объективные причины для взаимовыгодного сотрудничества и банковского сообщества, и малого бизнеса.

В последнее время доходность кредитования крупных клиентов стала падать, так как крупный бизнес получил доступ к более дешевому иностранному капиталу. Кроме того, финансовые ресурсы зарубежных банков значительно превосходят возможности российских, у которых отсутствуют свободные долгосрочные средства, необходимые для крупных клиентов. Падение интереса к отечественным банкам со стороны крупных клиентов связано также с использованием небанковских инструментов, в частности, с размещением и выпуском долевых (акций) и долговых (облигаций) ценных бумаг. Эта проблема станет особенно острой при вступлении России во Всемирную торговую организацию и последующей либерализации финансовых рынков.

В последнее время доходность кредитования крупных клиентов стала падать, так как крупный бизнес получил доступ к более дешевому иностранному капиталу. Кроме того, финансовые ресурсы зарубежных банков значительно превосходят возможности российских, у которых отсутствуют свободные долгосрочные средства, необходимые для крупных клиентов. Падение интереса к отечественным банкам со стороны крупных клиентов связано также с использованием небанковских инструментов, в частности, с размещением и выпуском долевых (акций) и долговых (облигаций) ценных бумаг. Эта проблема станет особенно острой при вступлении России во Всемирную торговую организацию и последующей либерализации финансовых рынков.

Российским банкам необходимо искать пути поддержания падающей рентабельности, в частности, переключаться на менее выгодных клиентов, не имеющих доступа к западным ресурсам. Таковыми и являются предприятия малого и среднего бизнеса. Другой причиной того, что банки проявляют возрастающий интерес к нему, является возможность диверсификации кредитных рисков.

Сейчас большинство финансовых посредников в регионах существует за счет краткосрочных вкладов. Учитывая неустойчивость такой ресурсной базы, эти банки не могут предоставлять долгосрочные займы предпринимателям для обновления основных фондов, ограничиваются кредитованием на пополнение оборотных средств (на срок до одного года, а чаще - на три-шесть месяцев). Такая осторожность повышает надежность и прочность местного банковского сектора, но не дает возможности предприятиям модернизировать свое производство.

Региональные банки относительно невелики: согласно отчетам основной капитал каждого из них не превышает нескольких миллионов долларов. При столь скромных средствах они не могут давать крупные займы, необходимые для модернизации производства.

Банки неохотно идут на выдачу большого числа мелких займов ввиду высоких операционных издержек, связанных с оценкой и контролем каждого из них. В результате даже желающие получить кредит на сумму от десяти до двадцати тысяч долларов испытывают трудности с поиском внешних источников финансирования.

Реализация проекта поможет укрепить региональные банки и бизнес на местах. Концепция выглядит убедительно. Но пока приходится довольствоваться виртуальностью, а хотелось бы увидеть воочию расцвет производительного предпринимательства "до самых до окраин".

Михаил Махлин
© "Российская газета"