Russian Chemical Community
 
Пользовательский поиск
   главная
  предприятия
  марки сплавов
  соединения
  синтезы
  объявления
  ► информация
  рефераты
  архив
  актуально
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  

Кремль предъявит ультиматум Лукашенко

   Поделиться ссылкой :    LiveJournal Facebook Я.ру ВКонтакте Twitter Одноклассники Мой Мир FriendFeed Мой Круг

Исполняется семь лет со дня первого шага к созданию Союза России и Белоруссии. Годовщина совпала с завершением работы комиссии по разработке проекта Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии. Разработчики документа попытались соблюсти интересы обеих стран: ни о каком ущемлении прав Белоруссии и ее «поглощении» в проекте нет ни слова. Как, впрочем, и о многих критически важных моментах объединения России и Белоруссии. По мнению экспертов, пока что Москва, по сути дела, пускает объединительный процесс на самотек, чтобы не осложнять отношения с Минском накануне выборов. Однако впоследствии, считают они, Кремль может выступить с резкими ультиматумами в адрес Минска.

По мнению зампреда Комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева, процесс объединения двух стран сейчас идет «лучше, чем полгода или год назад». «Прекратилось публичное обсуждение форм объединения; оно возвратилось с политического на экспертный уровень, – сказал Константин Косачев в беседе с корреспондентом RBC daily. – Прежние всплески эмоций, в том числе со стороны первых лиц, были связаны с тем, что не было проработки вопроса, и на президентов тогда «свалили» слишком много проблем». Работа комиссии по разработке Конституционного акта, полагает депутат, поможет решить большую часть вопросов на «низовых» уровнях, и представить президентам двух стран уже более или менее выверенный документ. Кроме того, по словам г-на Косачева, в последнее время России удалось убедить белорусскую сторону принять все те решения, которые усиливают экономическую составляющую объединения. В первую очередь это решения в сфере приватизации, налоговых изъятий. «Россия по пути рыночных реформ продвинулась дальше, чем Белоруссия, – говорит Константин Косачев. – Для нас возвращение к их позициям означало бы шаг назад. Но нам удалось убедить Белоруссию в том, что рыночные изменения пойдут на благо ее экономике». По мнению депутата, снятие противоречий в экономике позволит обеим странам легче принимать политические решения по объединению. «К стадии принятия политических решений мы придем ориентировочно во второй половине года», – отмечает г-н Косачев. Однако зампред международного комитета Госдумы признает, что один из главных вопросов объединения так и остался нерешенным. «Нужно найти такую форму объединения, которая бы признавала суверенитет Белоруссии, но при этом учитывала бы и соотношение между экономиками России и Белоруссии», – говорит Константин Косачев.

Между тем руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев смотрит на объединительный процесс с куда большим скепсисом. По его мнению, написание проекта Конституционного акта нисколько не поможет продвинуть интеграцию двух стран. «Комиссия не решила главного вопроса: в этом проекте не решен вопрос о целях союзного государства, – говорит RBC daily г-н Фадеев. – Нет ответа и на вопрос о том, кто будет возглавлять союз – комиссия попросту решила уйти от решения этого вопроса». Согласно проекту Конституционного акта, государственную власть в Союзном государстве будут осуществлять Высший госсовет, парламент, Совет министров и суд. «Да, сейчас есть Высший госсовет, но как орган власти он недееспособен», – отмечает Александр Фадеев. В него, помимо двух президентов, входят премьер-министры и другие высшие чиновники обоих правительств. Но Госсовет собирается лишь время от времени и нерегулярно. Кроме того, говорит г-н Фадеев, все члены Госсовета отстаивают лишь свои национальные интересы. По его мнению, третья нерешенная проблема – какие полномочия и сферу компетенции будет иметь союзное государство.

По мнению Александра Фадеева, комиссия пошла по легкому пути – решила вынести все проблемные вопросы на суд двух президентов. «В течение апреля Геннадий Селезнев (спикер Госдумы РФ и сопредседатель Комиссии. – RBC daily) будет консультироваться с двумя президентами и, возможно, в конце месяца будет созван Госсовет для обсуждения проекта», – отмечает г-н Фадеев. Похоже, что вялотекущая разработка Конституционного акта вполне соответствует динамике объединительного процесса – точнее, полному ее отсутствию. «Активная интеграция не идет, – говорит Александр Фадеев. – Союзного государства нет, и его никто не строит – к его строительству еще даже никто не приступал». Основная масса шагов по объединению России и Белоруссии пришлась на пору правления первого президента России Бориса Ельцина. «Однако тогда это была чистой воды политическая конъюнктура, а когда дело дошло до конкретики, начались сложности», – отмечает г-н Фадеев. В принципе, говорит он, договор 1999 года о создании Союза мог стать конституцией – просто под другим названием. Но тогда, как, впрочем, и сейчас, для этого не было политической воли ни у одной из сторон.

Во время пребывания у власти Владимира Путина в отношениях России и Белоруссии появилось много весьма неприятных моментов, в том числе «газовые долги» перед Россией, «наезды» белорусских властей на российские компании. Александр Фадеев напоминает, что обычно президенты России и Белоруссии встречаются в день создания сообщества России и Белоруссии договором от 2 апреля 1996 года. «Но в этом году Лукашенко в Москву не приезжает, – отмечает эксперт. – Раньше президенты в этот день говорили много красивых слов, награждали друг друга орденами. Сейчас эти праздники становятся все скромнее». Г-н Фадеев обращает внимание на то, что за все время президентства Владимира Путина он и Александр Лукашенко не подписали ни одного совместного документа.

Единственным предложением Путина было ускорение введения единой валюты Союза. Вместо первоначально предполагавшейся даты – 1 января 2005 года, – президент предлагал ввести российский рубль в обращение на территории Белоруссии с начала 2004 года. Более того, по словам Александра Фадеева, Центральный Банк России сделал Белоруссии предложение, от которого трудно было отказаться. Центробанк предложил взять на себя все расходы и все расчеты по введению единой валюты. Но белорусская сторона, тем не менее, отказалась. «Руководство Белоруссии понимает, что если они перейдут на единую валюту другого государства, то о независимости Белоруссии придется забыть, – говорит г-н Фадеев. – Они останутся лишь чиновниками, но перестанут быть высшими руководителями». Поэтому Белоруссия продолжает настаивать на совершенно неприемлемых для России условиях. Во-первых, Минск желает получить право эмиссии единой валюты наравне с Центробанком РФ. Во-вторых, Белоруссия не желает гарантировать прозрачность своих бюджетных трат.

В результате, говорит Александр Фадеев, Владимир Путин поставил белорусское руководство перед выбором: либо весной будет окончательно принята программа введения единой валюты, либо Москва этот проект вообще «закрывает». Однако в целом, по мнению г-на Фадеева, тема объединения до выборов в России закрыта не будет. «Она пользуется спросом среди электората как в России, так и в Белоруссии», – отмечает он. Действительно, по данным ВЦИОМ, за объединение выступают 85% опрошенных, и лишь 9% против. Как сообщил RBC daily ведущий аналитик ВЦИОМ Леонид Седов, Александр Лукашенко входит в рейтинг политиков, пользующихся доверием россиян. С одной стороны, его рейтинг довольно скромен – всего три процента. Но с другой стороны, среди его «соседей-трехпроцентников» такие политические деятели России, как глава МВД Борис Грызлов, Сергей Степашин, Элла Памфилова и Сергей Глазьев. С этим мнением россиян Кремль, по всей видимости, не считаться не может. По той же причине видимость объединения или, по крайней мере, сотрудничества с Россией, выгодно и белорусскому президенту. «Лукашенко, видимо, будет объявлять референдум о продлении своих полномочий», – говорит Александр Фадеев. А поскольку большая часть населения Белоруссии также выступает за сближение с Россией в той или иной форме, сотрудничество с Москвой будет одним из козырей Лукашенко.

Однако после того как выборы и референдумы останутся позади, отношения между Москвой и Минском могут резко измениться. «Судьба власти в Белоруссии будет решаться уже не в Минске, а в Варшаве, Вашингтоне или Москве, – полагает г-н Фадеев. – Белоруссия как малое государство, не способное к самостоятельному развитию, будет неизбежно «прислоняться» к кому-то». По мнению сотрудника Института стран СНГ, Белоруссия будет тяготеть к тем странам, которые не инкорпорируют ее, но будут требовать «размена интересов». Так, отмечает Александр Фадеев, Белоруссия предлагает себя арабским странам и Китаю в качестве «точки опоры» в Европе. По его мнению, Москва постарается не остаться в стороне от определения «ориентации» Белоруссии. «Все противоречия можно разрешить – для этого нужна лишь политическая воля Москвы, – полагает г-н Фадеев. – До сих пор не было позиции по этому вопросу. Но теперь эта позиция, судя по всему, формируется». По мнению Александра Фадеева, решение в отношении Белоруссии после выборов 2004 года будет радикальным. «Не исключены ультимативные жесты в адрес Минска», – говорит эксперт.

www.rbc.ru