Russian Chemical Community
 
Пользовательский поиск
   главная
  предприятия
  марки сплавов
  соединения
  синтезы
  объявления
  ► информация
  рефераты
  архив
  актуально
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  

Совершенствование инвестиционного процесса в регионе

   Поделиться ссылкой :    LiveJournal Facebook Я.ру ВКонтакте Twitter Одноклассники Мой Мир FriendFeed Мой Круг

Шестеренкин Александр Андреевич, коммерческий директор, OOO "Интертехнология"
alex9988@mail.ru

Благополучное развитие России связывается с расширением притока инвестиций в экономику. В течение ближайших 20 лет Россия должна обеспечить $2 трлн. инвестиций. Эта официальная позиция правительства, озвученная на всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в сентябре 2002г.

Углубление инвестиционного кризиса в экономике области, в разработанном в 2000 году Стратегическом плане развития Саратовской области связывается с тем, что развитие экономики области в последнее до кризиса десятилетие базировалось на концепции "тяжелого роста", характерной для индустриального общества, когда инвестиции осуществлялись в реализацию крупных проектов в промышленности, сельском хозяйстве. В документе подчеркивается, что в настоящее время перед органами государственной власти области стоит первоочередная задача осуществить плавный переход от концепции "тяжелого роста" к концепции "разумного роста" ("точечного"), которая предусматривает реализацию, в первую очередь, высокоэффективных проектов, прежде всего в отраслях высоких технологий.

Сейчас у области существует политическая возможность и экономическая необходимость самой определять направления использования своих экономических ресурсов, создавать условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, посредством формирования согласованной системы мер в законодательной, финансовой, налоговой сферах.

Сейчас у области существует политическая возможность и экономическая необходимость самой определять направления использования своих экономических ресурсов, создавать условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, посредством формирования согласованной системы мер в законодательной, финансовой, налоговой сферах.

Базовые условия ведения инвестиционной деятельности в регионе - социально-политические факторы, законодательно-нормативные, организационно-экономические, состояние судебной системы - интересуют всех инвесторов независимо от их инвестиционных приоритетов. Однако существуют дифференцирующие составляющие инвестиционной привлекательности, важность которых неодинакова для различных категорий инвесторов. Кредиторов и владельцев облигаций интересует платежеспособность региона, прямых финансовых инвесторов - потенциал роста стоимости бизнеса предприятий - объектов инвестиций, стратегических инвесторов - специальные факторы и ресурсы, усиливающие их стратегическую позицию (рынки сбыта, звенья производственных процессов и проч.).

Инвесторам-резидентам (в основном мелким и средним компаниям и предприятиям) важен инвестиционный климат в регионе, выражаемый, в конечном счете, общей долей региона в суммарных инвестициях. Нерезиденты, более свободные в выборе места размещения своих капиталов, ориентируются на их возможную рентабельность. Инвестиционные же мотивы государства в большей мере связаны с укреплением экономики и инфраструктуры в регионах, относительно более слабых, с созданием условий снижения территориальных различий и т.п.

Следовательно, при разработке инвестиционной политики региона наряду с программой улучшения базовых факторов необходимо разработать и реализовать индивидуальные программы по отношению к стратегическим, прямым финансовым и портфельным инвесторам.

Программа для стратегических инвесторов должна уделять внимание факторам, стимулирующим инвесторов размещать основные производственные мощности, научно-исследовательские и опытно-конструкторские лаборатории, головные офисы, а также службы маркетинга и сбыта. К сожалению, сегодня в подавляющем большинстве случаев российские предприятия становятся лишь второстепенными звеньями цепочек создания стоимости, центр которых вынесен за пределы нашей страны.

Программа для прямых финансовых инвесторов должна быть направлена на содействие развитию факторов, демонстрирующих инвестиционный потенциал объектов рискового финансирования. К ним относятся: наличие у предприятий стратегии и бизнес-модели, способной обеспечить высокий потенциал роста, квалификация менеджмента, уровень культуры корпоративных взаимоотношений, механизмы, обеспечивающие ликвидный выход финансового инвестора посредством продажи акций на фондовом рынке или стратегическому инвестору через три-семь лет.

Программа для портфельных инвесторов должна включать меры повышения платежеспособности региона и стимулирования процессов развития компаний, способных разместить свои акции на открытом рынке.

Для выстраивания приоритетов в действиях исполнительной власти регионов следует ориентироваться на идею комплексной оценки пакета инвестиционных предложений. Ключевыми в предлагаемом подходе являются понятия корпоративной, региональной и бюджетной эффективности проекта.

Для выстраивания приоритетов в действиях исполнительной власти регионов следует ориентироваться на идею комплексной оценки пакета инвестиционных предложений. Ключевыми в предлагаемом подходе являются понятия корпоративной, региональной и бюджетной эффективности проекта.

Корпоративная эффективность проекта - отношение валовой прибыли, получаемой при освоении проектной мощности, к освоенным капиталовложениям в проект. В простейшем случае ее приближенное значение можно оценить по показателю, обратному сроку окупаемости инвестиций в рассматриваемый проект.

Региональная эффективность проекта - отношение получаемой при реализации проекта добавленной стоимости к валового регионального продукта (ВРП), полученному в регионе в фиксированном году. Этот критерий показывает вклад проекта в прирост региональных ресурсов, которые могут быть использованы на конечное потребление и накопление (т.е. в ВРП).

Бюджетная эффективность проекта - отношение суммарных налоговых и неналоговых поступлений в бюджетную систему страны, возникающих в результате реализации инвестиционного проекта, к величине инвестиций по проекту.

Таким образом, определенный критерий показывает общую бюджетную эффективность - прирост государственных и местных доходов, обеспечиваемый реализацией проекта, в расчете на рубль инвестиций. Если в проекте предполагалось долевое его финансирование, в т.ч. и за счет средств федерального или регионального бюджетов, то справедливые пропорции бюджетного софинансирования (прямого или в виде налоговых льгот) задаются распределением ожидаемых налоговых поступлений по уровням бюджетной системы. Такие пропорции могли бы определяться сближением частных критериев бюджетной эффективности, рассчитываемых отдельно для федерального, регионального и местного уровней.

На основании трех предложенных критериев корпоративной, региональной и бюджетной эффективности проектов могут быть построены частные и интегральный рейтинги проектов, в совокупности, задающие комплексную их оценку и ранжировки по степени их предпочтительности (приоритетности). Очевидно, что ориентация на корпоративную эффективность упорядочивает все проекты в порядке, обратном величине срока окупаемости. Наиболее предпочтительными с этих позиций будут проекты с минимальным сроком окупаемости (1 год). Как правило, это мелкие проекты, оказывающие малое влияние на изменение других предлагаемых критериев оценки проектов, и в этом смысле недостаточно интересные с региональных позиций или налоговых поступлений.

Возможны два случая при рассмотрении конкретных проектов. В первом случае в ТЭО проекта есть все необходимые данные для расчета предлагаемых критериев комплексной оценки проекта. Это идеальная ситуация и к ней нужно стремиться. Но более типичным является случай, когда таких данных не хватает в ТЭО, и более того, при рассмотрении пакета инициативных проектов, типичен большой разнобой в структуре разделов, показателей и оценок проектов. Крайним примером является ситуация, когда общее поле проектов представлено лишь двумя показателями - объемом инвестиций и сроком их окупаемости. Очевидно, что в этом случае точного расчета предлагаемых критериев эффективности проекта провести невозможно, но существуют приемы их приближенных оценок с использованием так называемых "фоновых" отраслевых и региональных показателей. На их основе можно примерно оценить возможную производительность труда, фондоотдачу, среднюю зарплату, объемы производства, численность ППП, прибыль и добавленную стоимость в целом, объем налоговых отчислений по основным видам и пропорциям их расщепления по уровням бюджетной системы. Оптимальный тип инвестора для предприятия определяется в зависимости от стадии его развития. При определении стадии развития бизнеса инвесторы используют следующие критерии:

стратегическая позиция на рынке (доля на рынке),
уровень производительности (выработка на одного работающего),
эффективность и квалификация менеджмента,
эффективность ключевых бизнес-процессов и систем, а также возможность их масштабирования,
культура корпоративных взаимоотношений.

Ранние стадии финансируются преимущественно носителями рискового капитала, более зрелые стадии - институциональными и стратегическими инвесторами.

Необходимо признать, что несмотря на почтенный возраст многих российских предприятий, подавляющее большинство из них пока находится на ранних стадиях развития бизнеса. Следовательно, они автоматически попадают в зону интересов рискового капитала, носителями которого выступают прямые финансовые инвесторы. Без рискового капитала невозможно совершить качественный скачок от ранних стадий развития предприятий к более зрелым.

Таким образом, одним из главных направлений инвестиционной политики на уровне страны и регионов должно стать развитие инфраструктуры рискового финансирования. Необходимо стимулировать создание в регионах России фондов венчурного финансирования, которые должны активно сотрудничать с региональными властями и пользоваться их поддержкой; exit-фондов, гарантирующих инвесторам выкуп акций по определенной цене через несколько лет при условии, что предприятие достигнет определенных показателей эффективности; фондов реструктуризации, которые будут скупать долги неэффективных предприятий, финансировать реструктуризацию, восстанавливать стоимость и затем продавать пакеты стратегическим инвесторам.

Таким образом, одним из главных направлений инвестиционной политики на уровне страны и регионов должно стать развитие инфраструктуры рискового финансирования. Необходимо стимулировать создание в регионах России фондов венчурного финансирования, которые должны активно сотрудничать с региональными властями и пользоваться их поддержкой; exit-фондов, гарантирующих инвесторам выкуп акций по определенной цене через несколько лет при условии, что предприятие достигнет определенных показателей эффективности; фондов реструктуризации, которые будут скупать долги неэффективных предприятий, финансировать реструктуризацию, восстанавливать стоимость и затем продавать пакеты стратегическим инвесторам.

Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ"