Russian Chemical Community
 
Пользовательский поиск
   главная
  предприятия
  марки сплавов
  соединения
  синтезы
  объявления
  ► информация
  рефераты
  архив
  актуально
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  

Кто будет первым. Первая ласточка.

   Поделиться ссылкой :    LiveJournal Facebook Я.ру ВКонтакте Twitter Одноклассники Мой Мир FriendFeed Мой Круг

Мощный потенциал пенсионной системы разжигает азарт игроков пенсионного рынка

В ноябре 2002 г. начал работать первый в России иностранный пенсионный фонд - НПФ ING, основанный европейской финансовой группой ING. Проявление интереса к российскому пенсионному рынку со стороны Запада подстегивает неблагоприятная ситуация в мировой пенсионной индустрии, активы которой в 2001 г. снизились на 12%. Не исключено, что в ближайшее время и другие иностранные пенсионные фонды в поисках "свежей крови" могут прийти на отечественный рынок.

До сих пор иностранные аналитики прощупывали рынок в поисках потенциальных клиентов. В Европе пенсионные фонды ING входят в число лидеров рынка. Того же группа ждет и от своего российского НПФ. Он уже ведет переговоры о сотрудничестве не только с российскими представительствами иностранных компаний, которые являются его потенциальными клиентами "по умолчанию", но и с крупнейшими российскими холдингами. И это несмотря на то, что у многих из них есть свои, достаточно крупные, НПФ. Едва появившись на рынке, новый игрок уже заявил о намерении развивать филиальную сеть.

Напрашивается вывод: иностранцы видят в новой пенсионной российской системе настолько мощный потенциал, что за стремление статъ лидером готовы заплатить весьма дорогую цену. Понятно, что ING - это лишь первая ласточка.

Банки также давно присматриваются к пенсионным деньгам. Причем ими уже предпринимались попытки участия в выплатах пенсий и в накопительном пенсионном страховании. Однако пока безуспешно. Теперь же у банков есть шанс. Пакет законов по пенсионной реформе предусматривает, что средства пенсионных накоплений будут инвестироваться по договорам доверительного управления компаниями, имеющими единую лицензию на управление инвестфондами, ПИФами и НПФ. И если банки получат такую лицензию, они смогут участвовать в конкурсах на инвестирование пенсионных средств.

Повышение статуса

Подписывать лицензии новым НПФ теперь будет лично министр труда и социального развития РФ, а не инспекция НПФ при Минтруде, как это было до сих пор.

В ноябре 2002 г. на рынке негосударственных пенсионных фондов появилось шесть новых игроков. Их лицензии подписаны лично министром труда и социального развития РФ Александром Починком. Это "НПФ Торгово-промышленной палаты" (Москва), "Негосударственный еврейский пенсионный фонд" (Москва), НПФ "Инвестиционно-сберегательный ПФ" (Москва), НПФ "Объединенные регионы" (Петербург), НПФ "Партнер" (Калининград), НПФ "Скандинавия" (Петербург).

Ожидается, что с 2004 г. пенсионный рынок существенно расширится и по объему, и по числу участников. В инфраструктуру обязательного пенсионного страхования войдут Пенсионный фонд России, управляющие компании, НПФ, спецдепозитарии, банки.

Приход же иностранцев, равно как и усиленное внимание федеральной власти, свидетельствует о том, что все участники грядущих изменений хотят застолбить свое присутствие на рынке, на который вскоре будет ежегодно поступать 6-8 млрд. долл. Причем не просто присутствие, а лидерство.

Риск неоправдан

Пока же будущие участники инфраструктуры обязательного пенсионного страхования высказывают замечания по пакету законов о пенсионной реформе и, в частности, к Закону "О негосударственных пенсионных фондах". Так, Павел Теплухин, президент УК "Тройка Диалог", считает, что основные моменты данного законопроекта не способствуют защите прав и интересов субъектов, в том числе и будущих пенсионеров. Кроме того, законопроект не содержит четких норм, дистанцирующих учет и отчетность пенсионных средств по обязательному пенсионному обеспечению и добровольному пенсионному страхованию. Это относится как к требованиям к НПФ, так и к спецдепозитарному хранению активов. То есть возникают противоречия и, прежде всего, с требованиями закона об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, содержащими жесткие требования к участникам инвестиционного процесса. По мнению П. Теплухина, отсутствие надлежащего разделения в учете и контроле различных видов пенсионного обеспечения может привести к нежелательным последствиям и негативно сказаться на развитии системы пенсионного обеспечения. Ведь инвестиции накопительной части обязательного пенсионного обеспечения будут подвергаться дополнительным неоправданным рискам.

В законопроекте отсутствуют также четкие ограничения для самостоятельного инвестирования НПФ средств пенсионных накоплений. Причем законопроект не устанавливает требований к наличию опыта инвестирования и квалификационных требований к НПФ, осуществляющих самостоятельное инвестирование. Отсюда возникает необходимость установления жестких требований, причем не менее жестких, чем в Законе об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Законопроект же пока не предусматривает ответственности за некачественное инвестирование или инвестирование с нарушением этого Закона.

Законопроект значительно ущемляет права субъектов инвестирования, в том числе управляющих компаний в части вознаграждения и компенсации расходов по сравнению с Законом об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Управляющие не заинтересованы в получении высокого дохода от инвестирования, так как их вознаграждение не зависит от такого прироста. Это неизбежно приводит к снижению эффективности инвестирования пенсионных накоплений через НПФ по сравнению, например, с прямым инвестированием ПФР через управляющие компании. П. Теплухин считает необходимым привести нормы законопроекта в соответствие с Законом об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Евгений Жуков

Журнал «Экономика России: ХХI век» № 10