Russian Chemical Community
 
Пользовательский поиск
   главная
  предприятия
  марки сплавов
  соединения
  синтезы
  объявления
  ► информация
  рефераты
  архив
  актуально
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  

Цена бесплатного продукта

   Поделиться ссылкой :    LiveJournal Facebook Я.ру ВКонтакте Twitter Одноклассники Мой Мир FriendFeed Мой Круг

Крупные интернет-провайдеры пытаются создать в России систему оплаты внутреннего трафика. Одна из возможных целей этого нововведения - научиться зарабатывать на интернет-ресурсах.

Елена Рыцарева, Наталия Смирнова

Три крупных российских компании, предоставляющие услуги доступа в интернет - "РТКомм.Ру", "Голден Телеком", "МТУ-Интел", перешли на новую систему расчетов. Внутри самого неформального альянса сохраняется принцип взаиморасчетов за трафик. А вот всех остальных провайдеров, и маленьких и не очень, альянс теперь считает клиентами и намерен брать с них плату исходя из объема данных, переданных ими по своим каналам внутри России.

Три компании поступили по праву сильного - они среагировали на изменившуюся рыночную ситуацию. Но пока новый альянс несет в основном моральные и материальные издержки.

Некоторые равнее

До последнего времени расчеты между российскими провайдерами в большинстве случаев строились на основе пиринга (от английского слова "peer" - равный, исходящий от равных членов своей группы): за доступ своих пользователей к западным сайтам все провайдеры платили иностранным операторам, прямо или опосредованно, но по официальным ценам и договорам. А вот за использование каналов друг друга внутри России если и рассчитывались, то по устной договоренности. И чаще всего местный трафик либо вообще не учитывался, либо взаиморасчеты велись по фиксированной ставке, выгодной и мелким провайдерам. Подобная практика просуществовала на рынке лет десять. Теперь альянс объявил об отказе от пиринга. И многих провайдеров возмутил уже сам факт формирования альянса, члены которого назначили себя "равнее" прочих. "Почему именно эти компании вошли в альянс, а других не взяли?" - говорят провайдеры, в одночасье из коллег превратившиеся в клиентов. Однако больше всего поразила рынок цена, запрошенная новоявленным альянсом за трафик по своим каналам. Конкретных цифр провайдеры называть не захотели, как сообщил "Эксперту" генеральный директор московского провайдера "Русмедиацентр" Алексей Соколов, "она в два раза больше, чем цена международного трафика".

Беглый трафик

Как бы ни возмущались представители не вошедших в альянс компаний, они тем не менее все же признают, что основания для изменения политики взаиморасчетов есть уже хотя бы потому, что развитие интернета в России достигло некоторых успехов.

В самом начале 90-х годов, когда все только начиналось, внутренним трафиком спокойно можно было пренебречь, потому что русскоязычные сайты можно было пересчитать по пальцам, а первые российские пользователи интернета стремились в основном на Запад, в США, на родину всемирной паутины. "Весь российский интернет-трафик тогда умещался в канал с пропускной способностью 64 Кбит/с (сейчас обычный домашний пользователь зачастую использует более мощный канал. - "Эксперт")", - вспоминает генеральный директор "МТУ-Интел" Николай Репин. Внутренним трафиком можно было пренебречь и в середине 90-х, например, в 1995 году, когда был торжественно открыт интернет-портал "Россия-он-лайн", первый из созданных в России с участием иностранных партнеров. Открытие этого, весьма скромного по нынешним меркам, ресурса тогда казалось прорывом в России в глобальную сеть. Но реально это произошло спустя еще несколько лет.

В 1999 году, когда численность российских пользователей интернета и русскоязычных интернет-ресурсов наконец начала расти в геометрической прогрессии, внутрироссийский трафик стал сопоставим по объемам с международным. Сейчас же, по мнению Николая Репина, "в нашем интернете восемьдесят процентов внутреннего трафика". Представители других операторов дают более низкие оценки доли внутреннего трафика. Так, Федор Крупянский, директор по маркетингу компании "ТелеРосс", входящей в группу компаний "Голден Телеком", считает, что за пределы России не выходит около двух третей трафика российских пользователей. А вице-президент компании "Транстелеком" Евгений Николаев говорит, что соотношение магистрального интернет-трафика, идущего из-за пределов России, и внутрироссийского (без учета обмена между провайдерами внутри регионов) - примерно 50 на 50. Несмотря на разницу в этих оценках, общая тенденция очевидна: уже сегодня все больше российских пользователей не стремятся вылезти по всемирной паутине за пределы России и тенденция по увеличению доли внутрироссийского трафика еще далеко не исчерпана.

Понятно, что бесплатный пиринг совершенно не соответствует этой новой рыночной ситуации. Однако удастся ли альянсу переломить сложившуюся на рынке практику и заставить коллег платить за то, что прежде раздавалось бесплатно или почти задаром, - еще вопрос.

Спору нет, в альянс вошли самые известные операторы. Но эти компании работают на разных рынках. "МТУ-Интел" получает основные средства от конечных, частных пользователей в Москве. "Голден Телеком" хотя и имеет продукты для массового рынка под торговой маркой "Россия-он-лайн", но все же больший доход получает от корпоративных пользователей, причем не только в Москве, но и в крупных региональных центрах. А "РТКомм.ру", использующий инфраструктуру одного из своих учредителей - "Ростелекома", является магистральным интернет-провайдером. Как заявил "Эксперту" Николай Репин, компании объединились по самому простому параметру: "наши сети - самые большие" (речь идет о размерах IP-сетей). По мнению же других игроков рынка, вошедшие в альянс компании вместе контролируют менее 50% внутрироссийского трафика, и такие провайдеры, как "Макомнет" и "Транстелеком", вполне сопоставимы с ними по протяженности и емкости сетей. Но в альянс они не вошли.

Есть и еще одна причина, по которой установить новый режим расчетов будет не так-то просто. Провайдеры, не вошедшие в альянс, могут использовать мощности иностранных операторов, работающих в России. Сейчас у нас явно присутствуют такие крупные мировые магистральные операторы, как шведско-финская TeliaSonera и британская Cable & Wireless. И хотя соединение "Москва-Москва через Стокгольм" кажется абсурдным с точки зрения здравого смысла, оно все чаще становится реальностью, потому что стоимость аренды западных каналов связи в отличие от аренды российских со временем становится все дешевле. "Мы приближаемся к ситуации, которая была в нашем интернете десять лет назад, - комментирует Евгений Николаев из "Транстелекома", - значительная доля трафика снова пойдет через зарубеж". А значит, западным компаниям достанутся и деньги наших провайдеров.

Участники альянса, кстати, не отрицают возможности такого развития событий. "В переходный период мы прогнозируем небольшое увеличение загрузки международных каналов. Это явление будет временным", - утверждает Федор Крупянский. Но заполучив, пусть даже неожиданно для себя, новых российских клиентов, западные компании могут и не захотеть их отпускать, а нашим провайдерам будет непросто выдержать спровоцированную ими самими ценовую войну. И TeliaSonera, и Cable & Wireless - огромные компании с миллиардными оборотами. У них гораздо больше возможностей для снижения цен.

В общем, переход к рыночным отношениям, затеянный альянсом, кажется делом довольно рискованным, тогда как доход, получаемый им от продажи трафика по новой схеме, скорее всего будет относительно небольшим.

Ведь сейчас в структуре затрат мелких провайдеров, которым теперь придется платить членам альянса за трафик, львиную долю составляет не его оплата, а расходы на развитие и поддержание инфраструктуры. Так, по словам представителя небольшого интернет-провайдера "Зебра Телеком", около 80% затрат компании приходится на покупку входных линий у МГТС. "Мы уверены, что происходящие перемены не приведут к увеличению себестоимости услуг небольших операторов связи, так как оптовые цены на трафик в десятки раз меньше розничных", - отмечает Федор Крупянский. Это значит, что на конечных пользователях разборки между провайдерами, скорее всего, никак не отразятся.

В чью пользу счет

Ради чего же тогда все затевается? Один из вариантов ответа - для того чтобы поднять доходность принадлежащих или привязанных к членам альянса интернет-ресурсов.

Услуга доступа в интернет ничего не стоит, если пользователю нечего там делать. Любой пользователь приходит в интернет за какой-то привлекающей его информацией, которую предоставляет ему не провайдер, а владелец интернет-ресурса, производитель контента. Так что в идеале не производитель контента должен платить провайдеру за размещение у него своих серверов, а провайдер должен бы платить производителю контента за то, что тот привлекает пользователей в Сеть. Однако на деле все происходит иначе. Сами производители информации, владельцы сайтов, денег от посетителей своих сайтов напрямую не получают, более того, сами платят провайдеру за размещение своего контента на его сервере или за размещение своего оборудования на его площадке, а доходы получают от электронной коммерции и от продажи рекламы. Это обычная схема, Россия тут ничем не отличается от тех же США, но проблема в том, что объем рекламного рынка и доходы от электронной коммерции в российском интернете крайне малы, что, разумеется, отнюдь не способствует ни развитию контента, ни увеличению стоимости контент-ресурсов. Ни тех, которые владельцы поддерживают самостоятельно, ни тех, которые принадлежат провайдерам.

Между тем для последних стоимость интернет-ресурсов - не пустое слово. Два года назад, на волне интернет-бума, "Голден Телеком", например, израсходовал более 50 млн долларов на покупку интернет-компаний, как провайдеров, так и порталов. В конце 2001 года холдинг, не получивший от интернет-порталов никакой прибыли, уценил их на 20,9 млн долларов. С тех пор особой охоты за контентом на российском рынке уже не наблюдалось.

Зато начали бурно развиваться услуги центров обработки данных (DataCenter) - мощных высокотехнологичных площадок, связанных со всемирной паутиной надежными высокоскоростными магистральными каналами связи. Их владельцы, в основном провайдеры, предлагали услуги поддержки сайтов, размещения оборудования, защиты информации от несанкционированного доступа и т. д. Сейчас одним из таких крупных хостинг-провайдеров - masterhost.ru - владеет "РТКомм.ру". Клиентами masterhost.ru являются многие очень популярные в российской Сети ресурсы, например anekdot.ru. По сообщению сайта proveider.net.ru, в месяц расположенные на masterhost.ru ресурсы генерируют свыше 40 терабайт исходящего трафика. Другой крупный дата-центр, принадлежащий "Голден Телекому", обеспечивает хостинг mail.ru, aport.ru, порталу "Россия-он-лайн", трафик, выкачиваемый с порталов этих провайдеров, тоже весьма велик.

Модель взаиморасчетов, предложенная "большой тройкой", может в корне изменить ситуацию. Но надо понимать, что положительно повлиять на развитие контент-ресурсов в России им удастся только в том случае, если ее поддержат и другие крупные провайдеры.

Эксперт, #47 (354)