Russian Chemical Community
 
Пользовательский поиск
   главная
  предприятия
  марки сплавов
  соединения
  синтезы
  объявления
  ► информация
  рефераты
  архив
  актуально
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  

Панорама приватизации

   Поделиться ссылкой :    LiveJournal Facebook Я.ру ВКонтакте Twitter Одноклассники Мой Мир FriendFeed Мой Круг

Новости экономики

Владимир Путин подписал Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", сообщили в пресс-службе президента России. Закон был принят Госдумой 27 сентября и одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года.

Федеральным законом "О несостоятельности (банкростве)" устанавливаются основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулируются порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), а также порядок и условия проведения процедур банкротства.

В целях прекращения использования процедуры банкротства для "передела" собственности закон предусматривает возможность исполнения обязательств должника перед кредиторами на любой стадии процедуры банкротства.

Федеральный закон также изменяет критерии признания должника несостоятельным (банкротом).

Закон совершенствует механизм участия государства в процедурах банкротства, а также совершенствует процедуру банкротства по сравнению с действующим Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

* * *

Министерство имущественных отношений РФ за 9 месяцев 2002 года обеспечило поступление в федеральный бюджет более 36 млрд. 262 млн. рублей. Как сообщили в пресс-службе Минимущества РФ, за аналогичный период 2001 года было обеспечено поступление порядка 24 млрд. 720 млн. рублей.

Поступления от использования федерального имущества за 9 месяцев составили 23 млрд. 865 млн. рублей, что на 33 проц. превышает плановое задание.

В эту сумму входят более 5 млрд. 310 млн. рублей, полученных от аренды федерального имущества, 5 млрд. 753 млн. рублей, полученных за счет дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности. 9 млрд. 921 млн. рублей получено за счет российской доли в совместном предприятии "Вьетсовпетро". Кроме того, более 2 млрд. 284 млн. рублей получено в виде арендной платы за землю и 594 млн. рублей - в виде перечисления части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий.

От продаж имущества и пакетов акций акционерных обществ, осуществленных Федеральным фондом федерального имущества и фондами имущества в субъектах Федерации, государство за 9 месяцев 2002 года получило порядка 11 млрд. 769 млн. рублей. Поступления в бюджет от продажи земли составили 628 млн. рублей.

* * *

Совет Федерации одобрил закон "О государственных муниципальных и унитарных предприятиях". 10 тысяч ГУПов сегодня находятся практически без присмотра. Между тем, ГУПы на сегодняшний день - это не только малобюджетные предприятия, созданные для ведения отдельных дотируемых видов деятельности. К числу ГУПов относят предприятия с миллиардными оборотами, такие как "Росспиртпром", "Росвооружение" или "Мосводоканал". Директора ГУПов распоряжаются имуществом, необходимым для обеспечения национальной безопасности. Унитарные предприятия проводят закупочные и товарные интервенции. В форме унитарных предприятий работают многие предприятия транспорта, коммунального хозяйства и социальных служб.

Новый вариант закона о ГУПах должен прикрыть лазейки, которыми пользуются расхитители госсобственности. Для исключения возможности перекачки активов унитарные предприятия лишаются возможности создавать "дочки". ГУПы не вправе будут также выступать участником кредитных организаций, а решение об участии их в коммерческой или некоммерческой организации принимается только с согласия собственника имущества.

Стать директором ГУПа будет непросто. Назначение на эту должность будут осуществлять не отраслевые министерства, а уполномоченный правительством орган.

Сторожить свою собственность государство намерено, используя также и акционирование. Предприятие со 100-процентным пакетом акций государства намного более подконтрольно и управляемо, чем унитарное. В акционерных обществах есть и советы директоров, и ревизионные комиссии, и подотчетность менеджеров собранию акционеров.

В перспективе государство намерено постепенно избавляться от такой формы владения своим имуществом, как ГУП. В президентской администрации готовится законопроект о государственном и муниципальном имуществе. Те ГУПы, которые будет решено не акционировать, предлагается перевести в режим оперативного управления. Бюджеты таких предприятий станут составной частью федерального бюджета, все расчеты их будут идти через казначейство, а договоры заключаться через госструктуры.

Несмотря на то, что до вступления закона в силу может пройти немало времени, государство уже в этом году возлагает большие надежды на доходы от госсобственности. По словам главы Минимущества Александра Бравермана, если в прошлом году государство получило в бюджет 200 млн. рублей прибыли от унитарных предприятий, то в 2002 году рассчитывают на полмиллиарда.

* * *

Нынешний порядок национализации недостаточно законодательно обоснован. Предлагаемый Минимущества РФ законопроект предусматривает новое законодательное регулирование национализации, заявил на парламентских слушаниях на тему "Законодательное регулирование проблем национализации" первый заместитель министра имущественных отношений РФ Александр Браверман. Он представил правительственный законопроект "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в государственную собственность, (национализации)".

Основной целью национализации Браверман назвал обеспечение потребности страны в стратегической продукции для оборонных целей и безопасности государству. При этом он подчеркнул, что национализация должна осуществляться исключительно в собственность государства, не являться мерой наказания или способом изъятия имущества, поэтому должна предусматривать возмещение собственнику рыночной стоимости имущества и других убытков.

При процедуре национализации должен быть сделан, по словам Бравермана, анализ потребностей страны в стратегической продукции и возможностей приобрести ее на открытом рынке или организовать ее производство. Затем готовится финансово-экономическое обоснование затрат на осуществление национализации, а в федеральный бюджет включается секретная статья о национализации, в которой указывается наименование стратегической продукции, для производства которой требуется национализация, и объем ассигнований.

Министерство природных ресурсов разработало новый законопроект - Кодекс РФ о недрах. Об этом сообщили в министерстве накануне рассмотрения на заседании правительства РФ вопроса о мерах по совершенствованию лицензирования и контроля в сфере недропользования при добыче углеводородного сырья.

В министерстве пояснили, что государственная система лицензирования в России была введена в 1992 году и сейчас регулирование деятельности в сфере недропользования осуществляется на основании закона о недрах и положения о порядке лицензирования пользования недрами. Оба документа, по оценке специалистов Минприроды, уже устарели и не соответствуют требованиям времени.

Новый проект Кодекса о недрах сохраняет основные принципы действующего закона, развивает его и совершенствует. В частности, законопроект сохраняет институт государственной собственности на недра, признавая ее единой и неделимой между федеральным Центром и регионами. Добытые полезные ископаемые могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов, в частной и других формах собственности. Кодекс более четко определяет компетенцию федерального Центра и субъектов в сфере совместного ведения по вопросам владения, пользования и распоряжения государственным фондом недр.

Документом предусматривается многообразие оснований предоставления участков недр в пользование - как на основе административно-правовой (лицензионной), так и гражданско-правовой форм взаимоотношений государства и недропользователя. К гражданско-правовым формам относятся соглашения о разделе продукции, договоры аренды, договоры подряда и ряд других форм. При этом пользователь недр с согласия государства вправе выбирать любую форму при наличии оснований.

В проекте Кодекса подробно прописывается механизм предоставления лицензий, включая порядок подготовки перечня объектов лицензирования, условий конкурсов и аукционов, подготовки и регистрации лицензий.

В целом Кодекс сохраняет существующую систему взимания платежей при пользовании недрами. Вместе с тем, предполагается ввести взимание платежей при использовании недр для захоронения токсичных и радиоактивных материалов.

В Минприроды считают, что введение в действие этого Кодекса создаст условия для защиты интересов государства, обеспечит эффективное использование недр, позволит воспроизводить и качественно улучшать состояние минерально-сырьевой базы, а также способствовать сохранению окружающей среды.

По данным Минприроды, с 1992 года на территории России было выдано 5 тыс. 667 лицензий на добычу углеводородного сырья, за этот же период аннулировано около 3 тыс. лицензий. На 1 января 2002 года действуют 2 тыс. 664 лицензии на добычу углеводородного сырья, что составляет 19, 6 проц. от всех лицензий по видам полезных ископаемых.

Доминирующее положение по запасам газа в России имеет ОАО "Газпром", у которого 56, 8 проц. разведанных запасов газа. В части нефти лидеры - ТНК, "ЛУКОЙЛ" и ЮКОС, у каждой компании - более 10 проц. всех разведанных запасов нефти.

Минприроды указывает на существующую серьезную проблему - качество лицензирования. Сегодня лицензионные соглашения не содержат конкретных условий пользования недрами. В частности, в этих документах отсутствуют сроки начала обустройства месторождений, ввода их в эксплуатацию, выхода на проектный уровень добычи, не указывается объем добычи углеводородного сырья, требования по утилизации попутного газа, не обозначена ответственность недропользователей за невыполнение условий пользования недрами.

В период с 1994 года до 1 января 2002 года МПР проверило 2462 объекта недропользования по 694 предприятиям. В результате выявлено 4060 нарушений. За этот же период министерство выдало 2710 предписаний и в результате устранило 2380 нарушений. В министерстве признают, что единственным рычагом эффективного воздействия на нарушителей можно признать досрочное прекращение права пользования недрами. Однако широкое применение этой меры невозможно ввиду отсутствия правового механизма передачи новому недропользователю имущества, являющегося собственностью нарушителя. В Минприроды также считают, что досрочное прекращение права пользования недрами целесообразнее использовать в качестве крайней меры по отношению к злостным нарушителям.

* * *

О необходимости законодательно определить порядок расчета чистой прибыли акционерного общества как источника выплаты дивидендов заявил на пресс-конференции глава Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) России Игорь Костиков. Он сообщил, что V Всероссийская конференция профессиональных участников рынка ценных бумаг обратилась к правительству с просьбой поддержать законопроект, содержащий поправки в федеральный закон "Об акционерных обществах" об определении порядка расчета чистой прибыли.

В обращении говорится, что "в силу законодательной неопределенности ряд российских акционерных обществ манипулирует расчетами чистой прибыли, тем самым сокращая размер дивидендов и ущемляя ключевое право акционеров - право на участие в справедливом распределении прибыли".

"Внесение ясности в порядок расчета размера чистой прибыли позволит инвесторам, в том числе государству как акционеру, участвовать в справедливом распределении прибыли российских акционерных обществ", - подчеркивается в обращении.

Расчет дивидендов акционеров должен производиться в соответствии с международными стандартами, отмечалось на конференции.

* * *

Необходимо сохранить государственную собственность на недра. Об этом заявил губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко на состоявшейся в Ханты-Мансийске конференции "Федеральное законодательство и перспективы развития нефтегазового комплекса".

Как сообщили в пресс-службе губернатора ХМАО, на конференции были рассмотрены вопросы регионального законодательства по недропользованию, проблемы совершенствования федерального законодательства, направленного на развитие нефтегазового комплекса, перспективы создания Ханты-Мансийской топливно-энергетической биржи.

Участники конференции отметили, что природные ресурсы должны находиться в едином государственном фонде собственности с четко разграниченными полномочиями в управлении.

Выступающие выражали озабоченность тем, что на месторождениях, разрабатываемых сегодня, наращивать и удерживать добычу нефти можно только до 2010- 2013 года. Если за это время не будут открыты новые месторождения, то к 2015 году произойдет обвальное сокращение добычи нефти.

Кроме того, уже сейчас износ основных фондов в нефтеперерабатывающей промышленности превысил 60 проц. Более 68 проц. магистральных нефтепроводов находится в эксплуатации 20 и более лет, что чревато аварийными ситуациями.

В заключение участники конференции пришли к выводу, что необходимо провести экспертизу проекта федерального закона "Кодекс о недрах" и проектов других законов, затрагивающих интересы нефтегазовой промышленности, с привлечением широкого круга специалистов отрасли и представителей регионов.

Новый порядок налогообложения малого бизнеса, который будет введен с 1 января 2003 года, позволит примерно в 2-3 раза снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков, занятых в этой сфере. Это мнение высказал на пресс-конференции в Москве начальник управления налогообложения малого бизнеса Министерства по налогам и сборам (МНС) Анатолий Мельниченко. Он отметил, что новый порядок также упростит процедуру ведения учета доходов и расходов и сократит объем представляемой налоговой отчетности.

Мельниченко напомнил, что эта система может применяться на добровольной основе. Организации и предприниматели, желающие перейти с начала следующего года на упрощенную систему налогообложения, должны в период с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление.

Он пояснил, что применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты различных налогов (на прибыль организаций, на доходы физических лиц, НДС, с продаж, единого социального, на имущество организаций и физических лиц) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хоздеятельности налогоплательщиков за определенный налоговый период. При этом налогоплательщики по-прежнему обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Право на применение указанного налогового режима - у предпринимателей и организаций, имевших по итогам 9 месяцев доход не более 11 млн. рублей (без учета НДС и налога с продаж). Право на применение этого налогового режима не распространяется на отдельные категории налогоплательщиков, включенных в специальный перечень (в частности, банки, страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, частные нотариусы).

Мельниченко отметил, что МНС прогнозирует поступление в федеральный бюджет в следующем году после введения в действие упрощенной системы налогообложения малого бизнеса порядка 1, 5 млрд. рублей. Ожидаемое поступление в федеральный бюджет в текущем году от предприятий малого бизнеса составит более 2 млрд. рублей.

С 1 января 2003 года более чем наполовину сократятся виды предпринимательской деятельности, на которые будет распространяться действие единого налога на вмененный доход. Действие единого налога на вмененный доход будет распространяться не на 14, как сейчас, а на 6 видов предпринимательской деятельности.

Начальник управления налогообложения малого бизнеса Министерства по налогам и сборам России (МНС) Анатолий Мельниченко заявил, что упомянутое сокращение станет возможным благодаря вступлению в силу с начала следующего года главы Налогового кодекса, касающейся единого налога на вмененный доход.

По прогнозу МНС, в этом году в федеральный бюджет поступит порядка 3 млрд. рублей единого налога на вмененный доход, а в следующем - около 7 млрд. По мнению налоговиков, увеличение собираемости этого налога связано с тем, что новой системой воспользуется большее число налогоплательщиков в следующем году.

Мельниченко отметил, что с начала следующего года действие единого налога на вмененный доход распространяется, в частности, на такие виды деятельности, как оказание населению бытовых, ветеринарных услуг, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств, розничную торговлю, общественное питание, оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Ставка налога останется прежней - 15 проц. от вмененного дохода, сказал представитель МНС.

* * *

Правительство Москвы планируете 2003 г. направить 0, 5% расходной части бюджета (1, 35 млрд. руб.) на поддержку малого бизнеса. 06 этом сообщила председатель комиссии по экономической политике Мосгордумы Ирина Рукина. По ее словам, наибольший объем средств предполагается выделить на развитие инфраструктуры малого бизнеса. Кроме того, средства будут направлены на реализацию программы по строительству 6 млн. кв. м производственных площадей до 2010 г. 10% от общей суммы расходов на развитие малого бизнеса предполагается выделить на субсидии для малого предпринимательства.

* * *

Размер собственного имущества Национального негосударственного пенсионного фонда (ННПФ) на 1 октября 2002 г. составил 1, 02 млрд. рублей, увеличившись с начала года на 18%. Это ключевой показатель, свидетельствующий об уровне надежности Фонда и обеспечении уставной деятельности.

Пенсионные резервы ННПФ на эту же дату возросли до 896, 7 млн. рублей. Рост пенсионных резервов - финансовых ресурсов ННПФ, предназначенных в дальнейшем для выплат пенсий участникам, - за девять месяцев этого года составил более 15%.

ННПФ обслуживает 156 пенсионных договоров. Количество участников Фонда - физических лиц, в пользу которых перечисляются пенсионные взносы, увеличилось за этот же период на 32, 7% и превысило 176 тыс. чел. Негосударственные пенсии от ННПФ получают свыше 6400 человек.

ННПФ зарегистрирован в 1997 году, среди его учредителей - компании "Татнефть", Банк ЗЕНИТ, "Казаньоргсинтез", "Нижнекамскнефтехим", "Татэнерго" и другие. Входит в число пяти крупнейших негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации. Пенсионные резервы фонда размещает Банк ЗЕНИТ.

* * *

Внешторгбанк намерен до конца 2002 года провести оценку рыночной стоимости банка с привлечением иностранных экспертов, сообщил президент - председатель правления ВТБ Андрей Костин. По его словам, эта работа может оказаться полезной в связи с планами правительства по приватизации банка. "Правительство не ставит перед собой задачи продать пакет акций ВТБ любой ценой. У нас есть общее понимание того, что приватизация банка должна быть осуществлена за реальные деньги", ~ сказал он. Президент ВТБ подтвердил, что заинтересованность в покупке акций банка по-прежнему проявляет ЕБРР. В то же время г-н Костин отметил, что ЕБРР не ставит никаких политических условий для своего вхождения в капитал ВТБ, в частности, не выдвигает требования сократить поддержку экспорта российских предприятий со стороны Внешторгбанка.

* * *

Премьер-министр России Михаил Касьянов подписал распоряжение о приватизации нефтегазовой компании "Славнефть". В соответствии с документом, правительством принято предложение Минимущества, согласованное с Минэнерго и Российским фондом федерального имущества (РФФИ), о приватизации в 2002 году находящихся в федеральной собственности акаций ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" в размере 74, 95 проц. уставного капитала.

Акционеры "Славнефти": Минимущество РФ (55, 27%); РФФИ (19, 68%); ИНГ Банк (Евразия) - номинальный держатель (13, 17%; по отчетности компании за первый квартал 2002 года номинальным держателем 12, 98% акций являлось ЗАО "ДКК"); министерство по управлению госимуществом Белоруссии (10, 83%).

* * *

Конкурс по продаже принадлежащего государству пакета акций нефтяной компании "Славнефть" - 74, 95 проц. - состоится ориентировочно в середине декабря. Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости", заявил журналистам премьер-министр России Михаил Касьянов, находившийся с официальным визитом в Армении. По его словам, в настоящее время идет оценка стоимости пакета акций.

Как только Российский фонд федерального имущества будет готов к проведению открытого конкурса, то за месяц об этом будет объявлено официально. Касьянов рассчитывает, что конкурс пройдет не позднее 20 декабря.

Что касается позиции белорусских властей, которые являются совладельцами компании, то российскому премьеру ничего об этом не известно. Он подчеркнул, что негативной реакции на решение о продаже российским правительством своего пакета акций у Белоруссии быть не должно, поскольку любой акционер имеет право реализовать свою часть акций.

В ОАО "Газпром" начата подготовка проекта реализации части пакета акций АБ "Газпромбанк". Как говорится в совместном пресс-релизе ОАО "Газпром" и АБ "Газпромбанк", данное решение принято в рамках программы развития "Газпромбанка" до 2005 года. Программа предусматривает преобразование "Газпромбанка" в открытое акционерное общество, диверсификацию капитала и клиентской базы, выход на российские и международные фондовые рынки.

В данный момент "Газпрому" принадлежит 99, 9998 проц. акций "Газпромбанка". Предполагается реализовать около 49 проц. акций банка с сохранением за ОАО "Газпром" контрольного пакета.

В ходе подготовки проекта ОАО "Газпром" и "Газпромбанк" планируют привлечь инвестиционных консультантов, а также провести оценку акций банка. В результате будет выбран вариант, обеспечивающий дальнейшее активное развитие банка, укрепление его рыночных позиций и реализацию перспективной программы развития.

"Газпромбанк" имеет стратегическое значение для газовой отрасли страны и остается уполномоченным банком ОАО "Газпром", подчеркивается в пресс-релизе.

* * *

Минимущество объявило о подведении итогов конкурса по выбору оценщиков для федеральных объектов недвижимости, которые сдаются в аренду в Москве. Из 45 претендентов министерство отобрало семь компаний, которые с 1 октября и определяют арендную ставку на этих объектах (их общая площадь составляет около 3 млн. кв. м). По оценкам Минимущества, переоценка ставок аренды позволит увеличить доходы федерального бюджета не менее чем на 640 млн. долл.

Арендная ставка на федеральные объекты в столице составляет около 60 долл. за 1 кв. м в год при том, что расценки на рынке коммерческой недвижимости равняются 200 долл. Разница между рыночными ставками и ставками Минимущества, как правило, оседала в карманах арендаторов, сдающих недвижимость в субаренду. По определению замглавы Минимущества Сергея Моложавого, в Москве сложился черный рынок федеральной аренды. Именно его и решило ликвидировать министерство с помощью оценщиков.

Всего на конкурс было подано 45 заявок. Из них Минимущество выбрало семь компаний, которые выиграли лоты, включающие оценку не менее 120 объектов недвижимости. Пять компаний будут оценивать гражданские объекты. Две, располагающие лицензиями ФСБ на допуск к гостайне, - займутся оценкой объектов ВПК. Условия, которые предложили победители конкурса Минимуществу, почти идентичны: компании обязались провести оценку каждого объекта в среднем за три-четыре дня за 150-180 долл.

Правительство Башкирии утвердило прогнозный план приватизации государственного имущества республики на 2003 год. Как сообщил министр экономики Башкирии Валентин Власов, приватизация государственного имущества проводится с целью своевременного поступления доходов в республиканский бюджет. Она будет способствовать активизации фондового рынка и привлечению инвестиций.

По словам Власова, решение о способе, сроке и начальной цене приватизации имущества будет приниматься в индивидуальном порядке на основании анализа экономической ситуации и конъюнктуры рынка.

В 2003 году планируется приватизировать акции 18 открытых акционерных обществ и 31 государственное предприятие. Процессы разгосударствления в наибольшей степени затронут предприятия агропромышленного комплекса, отметил Власов.

Исходя из прогноза социально-экономического развития республики в 2003 году, от приватизации имущества ожидается поступление доходов в размере не менее 500 млн. рублей.

В государственной собственности в долгосрочной перспективе планируется оставить акции 1 - 2 проц. наиболее значимых акционерных обществ, подчеркнул Валентин Власов.

* * *

Власти Коми согласились продать свою долю в угольных шахтах Воркуты и Инты. Как заявил министр промышленности Коми Владимир Баскаков, приватизация угольной отрасли республики неизбежна. На торги будут выставлены 21, 89% акций АО "Воркутауголь" и блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция) АО "Интауголь". При этом еще до конца 2002 года в соответствии с федеральной программой приватизации на торги должны быть выставлены принадлежащие Минимуществу России 38, 41% акций "Воркутаугля" и 60, 5% акций "Интаугля". По предварительной оценке минимущества Коми, будущим покупателям придется выложить за акции Интинской угольной компании свыше 43 млн. рублей. Принадлежащий же Коми пакет акций "Воркутаугля" в министерстве оценивают не менее чем в 88 млн. рублей. Новым хозяином крупнейших месторождений станет, скорее всего, один из двух промышленных холдингов, имеющих интересы в Коми, - "Северсталь" или "СУАЛ".

* * *

Реструктуризация задолженности и дальнейшее реформирование предприятий Сибири должны привести к финансовому оздоровлению подавляющей их части, к повышению инвестиционной привлекательности. Об этом говорилось в городе Белокуриха Алтайского края на совместном заседании советов Сибирского федерального округа (СФО) и межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС).

Как сообщили в окружном информационном центре "Сибирь", обсуждение результатов реструктуризации и дальнейших шагов по реформированию предприятий - таков был основной вопрос повестки дня совместного заседания.

По данным информационного центра, для Сибирского федерального округа проблема реструктуризации имеет особое значение, так как доля округа в числе дел о банкротствах составляет 27 процентов.

Потенциально под процедуру реструктуризации могло попасть около 110 тысяч предприятий. Принято решение по 8, 5 тысячи. Это - 55, 6 из общей суммы в 96 млрд. рублей. Около 9 тысяч предприятий еще не потеряли возможность провести реструктуризацию - по оборонным, сельскохозяйственным и бюджетным предприятиям время реструктуризации продлено. Но из 8, 5 тысячи предприятий полторы тысячи уже потеряли право на реструктуризацию, так как не внесли текущие платежи, отметили в центре "Сибирь".

Согласно закону об оздоровлении финансового состояния товаропроизводителей будут создаваться территориальные комиссии, которые должны работать с каждым предприятием в отдельности.

В ОИЦ "Сибирь" подчеркнули, что в случаях, когда речь идет о крупных градообразующих предприятиях, реструктуризация проводится как на уровне регионов, так и на уровне правительства России.

* * *

"Нижнетагильский металлургический комбинат" приобрел в собственность земельный участок общей площадью 1150 га, на котором расположены основные производственные фонды предприятия. В федеральный бюджет будет направлено 15% средств, поступающих от выкупа за землю, в областной бюджет -35%, в местный -50%. По новому Земельному кодексу РФ до 1 января 2004 года все предприятия, которым были переданы в пользование земельные участки под промплощади, должны либо выкупить свой участок, либо им эта земля будет передана в аренду. Иначе земля будет изъята в пользу государства.

* * *

Компания "ТНК-Украина-Инвест", владеющая на Украине вторым по величине - Лисичанским НПЗ ("ЛиНОС"), стала победителем конкурса по приватизации 45, 85% акций компании "Лисичанскнефтепродукт". Как сообщили в пресс-службе ФГИУ, "ТНК-Украина-Инвест" заплатила за госпакет "Лисичанскнефтепродукта" 0, 55 млн. гривен ( 102800 долл.). Кроме победителя в конкурсе участвовала компания "Укрэксимнефтепродукт". Теперь "ТНК-Украина-Инвест" владеет 50, 94% акций "Лисичанскнефтепродукта".

* * *

Исполком Витебской области Белоруссии зарегистрировал в качестве открытых акционерных обществ со стопроцентным государственным капиталом нефтеперерабатывающий завод "Нафтан" и завод "Полимир". Их акционирование может стать первым шагом к приватизации наиболее привлекательных белорусских предприятий нефтяной и нефтехимической отрасли, интерес к которым уже проявили крупнейшие российские нефтяные компании. "Нафтан" и "Полимир" первыми преобразованы в АО из числа семи предприятий отрасли, приватизацию которых с участием иностранного капитала обещал в конце прошлого года президент Белоруссии Александр Лукашенко. Кроме того, акционированию подлежат предприятия "Азот", "Белшина" и ПО "Химволокно" в Гродно, Могилеве и Светлогорске. "Уставный фонд "Нафтана" определен в 393, 1 млрд. рублей, уставный фонд "Полимира" - в 212, 2 млрд. рублей", - сказала пресс-секретарь министерства экономики Белоруссии Наталья Пацейко. По утвержденному в начале года плану первые конкурсы по продаже пакетов должны были пройти в сентябре. "Никакой информации на этот счет пока нет, но процессы акционирования будут прозрачными и открытыми. Как только появятся четкие условия, они будут объявлены", - сказала Пацейко. Ранее Минск говорил, что будет продавать акции предприятий небольшими пакетами, требуя от инвесторов сохранения социально-бытовой сферы, а также инвестиций в техническое перевооружение этих предприятий. Об интересе к участию в акционировании белорусских нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей ранее заявили российские компании "Славнефть", "Сургутнефтегаз", "Сибур", "ЛУКОЙЛ", "Итера".

* * *

В Молдавии были официально подведены итоги закрытого тендера на продажу государственного пакета акций кишиневского АО "Комбинат шампанских и марочных вин "Висмос". Победителем стало российское ЗАО "Торговый дом "Арома". Это первый производственный проект компании, известной в России в качестве импортера и крупного розничного продавца алкогольной продукции.

Впервые о приватизации комбината шампанских и марочных вин "Висмос" (входит в пятерку крупнейших производителей вина в Молдавии) местные власти заявили два года назад. На продажу был выставлен контрольный пакет акций предприятия (99, 96% акций), находившихся в собственности государства. Но тендер не состоялся, поскольку подана была всего одна заявка - от частной фирмы Basarabia-Vin-Invest. Затем "Висмос" пытались отдать "Газпрому" в счет погашения долгов, однако газовиков винное производство не заинтересовало. После этого молдавское правительство организовало еще один тендер по продаже комбината. На тот момент производственные мощности "Висмоса" были загружены всего на 12%, а долги предприятия перед бюджетами всех уровней составляли 2, 3 млн. долл.

На этот раз тендер состоялся. Его победителем стал российский ТД "Арома", известный в нашей стране по сети магазинов "Ароматный мир". С учетом будущих инвестиций и существующих долгов предприятия инвестор заплатит за 99, 96% акций "Висмоса" 6, 9 млн. долл. Из них 1, 6 млн. долл. будет направлено на развитие сырьевой базы, 1, 1 млн. долл. - на реконструкцию производства, 500 тыс. долл. - на пополнение оборотных средств.

* * *

Передача пяти армянских предприятий в собственность России завершится ориентировочно в первом квартале 2003 года. Об этом сообщил журналистам глава российского правительства Михаил Касьянов, комментируя принятое решение о передаче Арменией пяти предприятий в собственность России в счет погашения долга.

По словам премьера, в течение 2 - 3 месяцев стороны оформят все документы, необходимые для подтверждения всего имущества, входящего в комплекс передаваемых предприятий. В эти же сроки должны пройти и внутригосударственные процедуры по правовому закреплению передачи предприятий. Далее, рассказал Касьянов, Миниму-щества России получит сертификаты на право владения акциями и имуществом предприятий. Россия при этом получит в Армении статус иностранного инвестора и будет пользоваться всеми преимуществами, которые предоставляются иностранным инвесторам в этой стране. После оформления сертификатов пройдут процедуры по сокращению долга Армении перед Россией на стоимость каждого из предприятий. В итоге, констатировал Касьянов, пять передаваемых предприятий полностью ликвидируют долг Армении перед Россией, который сейчас составляет порядка 93 млн. долларов.

Российские власти в короткие сроки намерены определиться с тем, как именно будет осуществляться управление предприятиями, переходящими в собственность России. Возможно, сказал Касьянов, они будут работать как самостоятельные структуры или станут филиалами профильных российских предприятий. В дальнейшем премьер не исключает возможности проведения тендера по продаже этих предприятий. Однако, полагает он, в силу специализации этих предприятий потенциальных участников тендера будет немного. В любом случае, подчеркнул Касьянов, государственное участие в управлении этими предприятиями потребуется для полномасштабного налаживания производства.

(РИА "Новости")

ПАНОРАМА ПРИВАТИЗАЦИИ. // Приватизация в России (Москва).- 25.11.2002.-