Russian Chemical Community
 
Пользовательский поиск
   главная
  предприятия
  марки сплавов
  соединения
  синтезы
  объявления
  ► информация
  рефераты
  архив
  актуально
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  

Российские олигархи, пытаясь обелить свой имидж на Западе, "копают грязь" на самих себя

   Поделиться ссылкой :    LiveJournal Facebook Я.ру ВКонтакте Twitter Одноклассники Мой Мир FriendFeed Мой Круг

("The Financial Times", Великобритания)
Иностранные компании хотят иметь дело с теми, у кого добрая репутация
Аркадий Островский, 24 октября 2003

"Копать грязь" (собирать компромат) на соперников - стандартная практика российских олигархов. Но "Альфа Груп", одна из крупнейших российских финансово-промышленных холдинговых компаний, недавно сделала необычный ход. В попытке обелить свою репутацию она заплатила международной компании 500000 долл. США, чтобы та собрала и проанализировала компрометирующие ее материалы. "Альфа-Груп" наняла зарегистрированную в США консультативную компанию "Kroll", которая занимается сбором информации о деятельности предприятий и оценкой рисков, чтобы та провела свое расследование выдвинутых против "Альфа Груп" обвинений, в числе которых незаконный оборот наркотиков, контрабандная торговля оружием, подкуп государственных служащих и мошенничество. Результатом этого расследования стал 88-страничный доклад, который был озаглавлен "Проект "Уотерфорд"" (Waterford Project).

Этот шаг "Альфа Груп" отчасти отражает растущую озабоченность российских магнатов делового мира своей репутацией на Западе как "баронов-разбойников" (robber barons - феодалы, разбойничавшие на дороге, англ.,ист.). "По мере того как российская экономика глобализуется, вопрос репутации становится все более важным", - говорит глава "Альфа Груп" Михаил Фридман.

В середине 1990-х годов российских олигархов больше волновала "прихватизация" собственности, нежели сохранение хорошей репутации. Сегодня, когда многие из них начинают искать пути и способы продать часть своих предприятий иностранцам или купить иностранные предприятия, вопрос репутации стал более материальным. "Иностранные компании хотят иметь дело с теми, у кого добрая репутация", - говорит г-н Фридман.

В середине 1990-х годов российских олигархов больше волновала "прихватизация" собственности, нежели сохранение хорошей репутации. Сегодня, когда многие из них начинают искать пути и способы продать часть своих предприятий иностранцам или купить иностранные предприятия, вопрос репутации стал более материальным. "Иностранные компании хотят иметь дело с теми, у кого добрая репутация", - говорит г-н Фридман.

"Альфа Групп" лучше многих других знает цену доброму имени и иностранному партнерству. В нынешнем году "Тюменская нефтяная компания" (ТНК), одно из предприятий "Альфа Груп", создала стоящее 16 млрд. долл. США совместное предприятие с английской "British Petroleum" (BP). Многие другие предприятия "Альфа Груп" имеют дело с иностранцами. "Мы всегда пытаемся балансировать между приспособлением к российским реалиям и поддержанием достаточной репутации на Западе", - говорит г-н Фридман.

Репутация "Альфа Групп" пострадала в 1998 году, когда она воспользовалась слабостью российских законов о банкротстве, чтобы взять под свой контроль одно из дочерних предприятий "Сибирско-Дальневосточной нефтяной компании" (Сиданко), 10% акций которой принадлежали BP, а в числе кредиторов которой значился Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Компания "Kroll" выяснила, что хотя "Альфа Груп" и не нарушала законов, ее поведение в судебном иске о банкротстве, которое она подала против компании "Черногорнефть", было крайне агрессивным, в то время как эту компанию никак нельзя было считать несостоятельным должником.

В докладе компании "Kroll" отмечается, что "Альфа Групп" в то время сознательно не пожелала учесть интересы BP и ЕБРР. Конфликт с "Черногорнефтью" породил в России и за рубежом пиаровскую кампанию против "Альфа Груп" и ее боссов, которых обвинили в целом ряде уголовно-наказуемых деяний.

"Обвинениям в российской прессе не особенно верят дома. Но, когда западные компании читают эти статьи в российских газетах о своих потенциальных партнерах, у российских компаний возникают огромные проблемы, - говорит Томми Хелсби (Tommy Helsby), европейский председатель компании "Kroll".

Результатом этих обвинений стал отказ ЕБРР от деловых отношений с "Альфа Груп". А Экспортно-импортный банк США заблокировал гарантию ТНК по займу на сумму 500 млн. долл. США. "Это по-настоящему навредило нашему бизнесу, и мы решили раз и навсегда вернуть себе честное имя", - говорит г-н Фридман.

Компания "Kroll" попросила ЕБРР указать вопросы, вызывающие наибольшую озабоченность. В ходе расследования выяснилось, что ни одно из обвинений в уголовно-наказуемых деяниях - незаконный оборот наркотиков, промышленный шпионаж и физическое насилие - не имеет под собой оснований, и что большинство обвинений "были сфабрикованы со злым умыслом и сознательно распространялись в обществе".

Компания "Kroll" попросила ЕБРР указать вопросы, вызывающие наибольшую озабоченность. В ходе расследования выяснилось, что ни одно из обвинений в уголовно-наказуемых деяниях - незаконный оборот наркотиков, промышленный шпионаж и физическое насилие - не имеет под собой оснований, и что большинство обвинений "были сфабрикованы со злым умыслом и сознательно распространялись в обществе".

Спустя 5 лет после той ожесточенной схватки между BP и "Альфа Груп" восстановились хорошие отношения. ЕБРР после ознакомления с докладом компании "Kroll", кажется, тоже сменил гнев на милость и сегодня ведет с "Альфа Груп" переговоры о целом ряде совместных проектов. Что касается денег на оплату услуг компании "Kroll", "Альфа Груп" сумела вернуть их, выиграв судебный иск о клевете против одного российского издательства.

"Альфа Групп" - не единственная российская компания, которая пытается изменить мнение о себе на Западе.

Михаил Ходорковский, глава крупнейшей российской нефтяной группы "ЮКОССибнефть", является хорошим примером российского бизнесмена, который сумел трансформировать свой имидж. Сегодня его считают ответственным руководителем бизнеса, который возглавляет хорошо управляемую и прозрачную компанию.

IBS, одна из ведущих российских информационно-аналитических консалтинговых компаний в сфере промышленных технологий, даже создала сложную систему, которая позволяет российскому бизнесмену анализировать, как его воспринимают в России, с подробной разбивкой по регионам, возрастным и социальным группам. Однако, по данным компании "Transparency International", Россия по степени коррумпированности по-прежнему занимает 86-е место среди 133 компаний.

Вот что говорит Стефен Дженнингс (Stephen Jennings), глава инвестиционного банка "Ренессанс Капитал": "Россия - большой знаток косметических мер. Фактически она остается такой же коррумпированной, какой была в 1990-х годах, однако никому не нравится говорить об этом теперь, когда ее экономика находится на подъеме. Но идея, что какой-нибудь российский олигарх может встать и заявить, что он играет по международным правилам, представляется смешной".

Сокращенный перевод: Виктор Федотов, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 24 октября 2003, 12:07
Оригинал публикации: Russian oligarchs dig up the dirt to present a clean image to the west