Russian Chemical Community
 
Пользовательский поиск
   главная
  предприятия
  марки сплавов
  соединения
  синтезы
  объявления
  ► информация
  рефераты
  архив
  актуально
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  

Курский аккумуляторный завод

   Поделиться ссылкой :    LiveJournal Facebook Я.ру ВКонтакте Twitter Одноклассники Мой Мир FriendFeed Мой Круг

В советское время завод с полным правом считался флагманом отрасли. Еще бы - крупнейший по переработке свинца, выпуску щелочных аккумуляторов, лидер по стационарным . Курские батареи использовали в космосе, ракетных войсках, в шахтах, на флоте, на железной дороге и, конечно же, в автомобильном транспорте. Продукция считалась дефицитом, приходилось работать в три-четыре смены. Об истории предприятия, его современном положении и перспективах рассказывает генеральный директор ЗАО «Курский завод «Аккумулятор» Ягерь Александр Францевич . - Несколько слов об истории завода. Называют разные даты - и 52-й, и 37-й годы. - Годом создания завода можно считать 1944-й. Дело в том, что начали строить несколько раньше, постановление Совнаркома было еще в 1937 году. Тогда же на строительной площадке были вынуты первые кубометры грунта. Однако позже по понятным причинам строительство было прервано и возобновилось лишь в 44-м. Поэтому годом рождения завода является именно 1944-й. В 1947 году завод дал первую продукцию -о борудование для изготовления источников тока. В 1952-м были выпущены первые автомобильные свинцовые аккумуляторы. Какое-то время завод выпускал именно их. Параллельно строились цеха по производству щелочных, никель-железных и герметичных аккумуляторов - для Министерства обороны. Мы с самого начала сотрудничали преимущественно с ракетчиками. К 1959 году завод стал многопрофильным. К тому времени заметно расширилась номенклатура свинцовых аккумуляторов. Завод стал действительно лидером отрасли как по объемам, так и по разнообразию продукции. Выпускалось в общем более 260 типов аккумуляторов. Максимальная мощность, которой достигал завод, -о коло 400 млн. Ач по щелочным аккумуляторам. Для сравнения: общая мощность всех заводов СССР была 1400млн. Ач . Максимальный выпуск свинцовых аккумуляторов (тогда их измеряли в тоннах) составлял порядка 46 тыс. тонн и 2200 тыс. шт. - автомобильных. - Но, наверное, и в советские времена были свои проблемы даже у такого крупного предприятия, а уж о перестроенных годах и говорить не приходится... - Так уж сложилось, что производство аккумуляторов, подчиненное Главаккумулятору , не было основным в электротехнической промышленности СССР, в систему которой мы входили. Минэлектротехпром , в свою очередь, не был главным в системе машиностроения. Получалось, что два самых «загнанных» и бедных главка - Главкабель и Главаккумулятор . Естественно, это отражалось и на заводах. Так что особенно приятно отметить, что к началу 90-х годов завод все-таки выправился, стал получать неплохую прибыль. Поэтому, несмотря на отсутствие «жирка» еще советских времен, мы достаточно спокойно миновали этап приватизации - «выкупились» за счет собственной прибыли. Точнее, сначала прошли через аренду с правом выкупа, а уже затем - приватизацию. У нас хватало собственной прибыли, продукция оставалась дефицитной, средства были. Потом произошел обвал цен, это памятные всем времена инфляции, последовавших за тем переоценок и прочих манипуляций. В результате зазавод вод постепенно потерял оборотные средства. К началу 1994 года мы стали скатываться вниз по объемам производства, по другим показателям. А потом - опять период адаптации к новым условиям и снова период роста: новые связи, новые методы работы, новые партнеры. Сегодня мы работаем на 70% мощности по свинцовым батареям, наполовину загружены и по щелочным аккумуляторам. Самые большие потери мы понесли по производству для спецтехники, то есть по оборонному заказу. Тем не менее, я считаю, сегодня завод вполне способен развиваться, быть рентабельным. Хотя тут грех не посетовать на высокие налоги, они тормозят дело. Как ни странно, кризис, подкосивший страну в 1998 году, был для нас и бедой, и благом. Рост курса доллара более чем в три раза «отсек» поток импорта, в том числе и по аккумуляторам. Они стали безумно дорогими. Как следствие - резко вырос платежеспособный спрос на отечественную продукцию. Мы стали востребованными, даже дефицитными. Это дало хороший импульс к развитию, и тот период теперь мы вспоминаем с благодарностью. Могу только добавить, что представившиеся возможности мы использовали, на мой взгляд, эффективно. - Как Вы оцениваете уровень техно­логий на предприятии? - По моим оценкам, на сегодня специалисты завода владеют практически всеми современными технологиями. Однако эти знания мы пока не можем в полной мере воплотить в реальность по причине отсутствия финансовых ресурсов. Тем не менее в нашем активе - уникальные технологии производства герметичных щелочных аккумуляторов с ресурсом 25 лет, первая в стране технология переработки свинцового лома шахтной плавкой с коэффициентом выхода 95%. Ведется производство современных свинцово-селенистых сплавов. - Какова продолжительность жизни «черных» батарей - обслуживаемых, в эбонитовом корпусе? Как к такой продукции относятся потребители? - На сегодня в России остается целый слой покупателей, которые хотят только «черные» аккумуляторы. Как я уже говорил год назад, отвечая на подобный вопрос, им еще жить и жить, никак не менее пяти лет, а то и все десять. Ремонтопригодность стала привычной, и переломить эту «традицию» сразу не удастся. Скажу больше, в первые несколько месяцев производства аккумуляторов по новой технологии, с общей крышкой, у нас были проблемы с их сбытом, и весьма серьезные. Даже сегодня своего места на рынке мы еще в полной мере не заняли, хотя это место есть, как есть и имя у завода. Полагаю, картина будет меняться, но не слишком быстро, и «черные» аккумуляторы останутся востребованными. Скажу еще, что и на Западе есть заводы, которые производят до сих пор эбонит и находят сбыт. - Расскажите немного о предприятии сегодня. - Мы производим самых разных стартерных аккумуляторов порядка 1200 тыс. штук в год. К числу особенностей завода, подчеркну, относится традиционно высокая доля тяжелых аккумуляторов в общем объеме выпуска. Оцениваем свою нишу на рынке как следствие нашего подхода к производству. Мы всегда стремились предлагать потребителю высокое качество изделий и не шли на рост количественный, если не могли обеспечить должного уровня изготовления. Так что наш покупатель - тот, кто ищет надежный аккумулятор, пусть даже и не слишком красивый. - Однако на заводе идет реконструкция... - Да, реконструкция идет полным ходом, это серьезное направление работы. Главные наши надежды и ожидания связаны с пуском в строй нового корпуса по производству свинцовых аккумуляторов, в том числе более 2 млн. шт. в год автомобильных, а также промышленных - до 6 тыс. тонн в год, будут и мотоциклетные. Все станут изготавливаться по современным технологиям, с современным дизайном. Если говорить о качестве, то и сейчас уже уровень нашей работы подтвержден сертификатом ISO 9001. Но новые технологии - это еще один шаг улучшения качества.

Новое производство - это еще и экология, и нормальные условия труда. В рабочих помещениях запланированы современные системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Новое оборудование снабжено совр­менными пылеуловителями и обеспылевателями , которые снизят уровень выбросов загрязняющих веществ в пять раз. Перепечатано из нового журнала « Автотрио » №1 2002г.