Russian Chemical Community
 
Пользовательский поиск
   главная
  предприятия
  марки сплавов
  соединения
  синтезы
  объявления
  ► информация
  рефераты
  архив
  актуально
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  

Новое в системе сметных норм и цен в строительстве

   Поделиться ссылкой :    LiveJournal Facebook Я.ру ВКонтакте Twitter Одноклассники Мой Мир FriendFeed Мой Круг

     Нововведения   в   Методических   указаниях   по   определению стоимости  строительной продукции                                              

     Различие прежней и ныне действующей сметных нормативных баз         

     Определение затрат на оплату труда рабочих                          

     Определение затрат по эксплуатации строительных машин               

     Определение затрат на материальные ресурсы                          

     Порядок определения сметных цен на материалы                        

     Сборники сметных цен на материалы                                   

     Расчет сметных цен на материалы                                     

     Сборники сметных цен на перевозку грузов для строительства          

     Изменение норм накладных расходов                                   

     Изменение норматива сметной прибыли                                 

Нововведения в Методических указаниях

по определению стоимости строительной продукции

В новых методических разработках по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации изменены подходы к разработке ряда нормативных документов.

В пятом номере журнала "Финансовые и бухгалтерские консультации" за 2000 г. приведен комментарий к Методическим указаниям по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99) - новому основополагающему документу по ценообразованию в строительстве, введенному в действие с 1 июля 1999 г. Эти комментарии необходимо дополнить. Так, Методическими указаниями изменен порядок составления сводного сметного расчета на строительство зданий и сооружений, который составляется исключительно по данным о текущем уровне цен. Вместе с тем локальные и объектные сметы и сметные расчеты должны включать сметную стоимость работ вценах двух уровней - базисных и текущих.

Уточнены наименования некоторых нормативов, применяющихся при расчете цен строительной продукции:

вместо Федеральные (общереспубликанские) нормативы - Государственные федеральные сметные нормативы - ГФСН 81;

вместо Ведомственные (отраслевые) нормативы - Производственно-отраслевые сметные нормативы - ПОСН 81;

вместо Региональные (местные) нормативы - Территориальные сметные нормативы - ТСН 81.

Методические указания содержат перечень действующих законодательных актов Российской Федерации по вопросам, связанным с разработкой смет, документов, регламентирующих порядок определения средств на содержание службы заказчика-застройщика (единого заказчика дирекции строящегося предприятия) и технического надзора; приведены ссылки на методические документы, вышедшие за последние семь лет, в частности:

Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94);

Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ (от 4 декабря 1995 г. N БЕ-11-260/7);

Порядок определения стоимости работ по проведению экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации (Постановление Госстроя России от 18 августа 1997 г. N 18-44).

В Методические указания вошли положения о порядке определения стоимости импортной продукции (материалов и оборудования), закупленной за счет собственных валютных сре дств пр едприятий, и сметной стоимости строительных машин при лизинге (аренде).

Большой объем составляют приложения, в которых представлены:

формы сметных расчетов;

порядок определения размера средств на оплату труда рабочих;

порядок определения стоимости 1 маш-ч эксплуатации строительных машин;

перечень статей затрат накладных расходов в строительстве;

перечень работ и затрат, относящихся к титульным зданиям и сооружениям;

положения по определению размера отдельных видов затрат, учитываемых в главе 1 сводных сметных расчетов стоимости строительства;

перечень видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства.

В Методических указаниях приведена номенклатура глав сводного сметного расчета для объектов коммунального, социально-культурного назначения и капитального ремонта жилых домов.

В разделе о порядке расходования резерва средств на непредвиденные работы и затраты предусмотрено положение о возможности увеличения установленных нормативов на эти цели по строительству уникальных и особо сложных объектов.

Различие прежней и ныне действующей сметных нормативных баз

Главная функция сметных норм не изменилась. Они предназначены для определения состава и потребности в ресурсах, необходимых для строительства зданий и сооружений.

В основу разработки Государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) положен принцип, принятый в 1996 г. при составлении ресурсных сметных норм (РСН).

Основное отличие новых сметных норм от норм 1984-го и 1991 гг. состоит в следующем.

1. СНиР-91 разработаны на основе производственных норм ( ЕНиР и ВНиР ) 1987 г., а ГЭСН-2001 - на основе уточненных производственных норм по данным на 1989 г.

2. В сметных нормах 1984-го и 1991 гг. не обеспечивался полный учет ресурсов в натуральных (физических) измерителях по затратам труда рабочих-механизаторов (машинистов) и времени эксплуатации строительных машин и механизмов, а также по материальным ресурсам, поскольку все сборники содержали показатели "Прочие материалы", "Прочие машины" и частично эксплуатация машин была исчислена в рублях. Эти ресурсы составляют, как правило, от 5 до 10% соответственно от стоимости эксплуатации машин и механизмов и стоимости материалов, и при переводе базисных цен на текущий уровень возникают значительные погрешности в определении индексов, что в конечном счете отражается на сметной стоимости строительства.

Стоимостных показателей в ГЭСН-2001 нет, а приведены и раскрыты (расшифрованы) соответствующие натуральные показатели.

3. В таблицах новых сметных норм ресурсы по каждому элементу затрат кодифицированы.

4. Кроме норм определения состава и потребности в ресурсах СНиР-91 содержат стоимостные показатели, исчисленные для первого территориального района, принятого за базовый . Для использования этих показателей в других территориальных районах в технических разделах сборников предусмотрены территориальные коэффициенты, применяемые при исчислении затрат по эксплуатации строительных машин. Существуют общие положения по применению СНиР-91 для исчисления затрат по материалам.

В новых сметных нормативах стоимостные показатели (в частности, транспортные расходы) не приведены. ГЭСН-2001 являются исходными нормативами для разработки Государственных единичных расценок на строительные и ремонтно-строительные работы федерального (ФЕР) и территориального (ТЕР) уровней, индивидуальных и укрупненных норм (расценок) и других нормативных документов, применяемых для определения прямых затрат в сметной стоимости строительных и ремонтно-строительных работ.

5. В СНиР-91 приведены нормативы заработной платы рабочих-строителей, затрат по эксплуатации машин, материальных ресурсов в стоимостном выражении.

Таблицы ГЭСН-2001 содержат только следующие нормативные показатели:

затраты труда рабочих-строителей в чел-ч ;

средний разряд работы;

затраты труда машинистов в чел-ч;

время эксплуатации и состав строительных машин, механизмов, механизированного инструмента в маш-ч ;

расход материалов, изделий и конструкций в натуральных единицах измерения (м3, м 2 , т и др.).

Применение ГЭСН-2001 не исключает возможности использования для определения стоимости строительства сборников ресурсных сметных норм (РСН). Перечень действующих сборников РСН представлен в приложении Свода правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектной сметной документации.

На базе ГЭСН-2001 должны быть разработаны сборники единичных расценок на строительные, специальные строительные и монтажные работы для базового района, за который принята Московская область.

На местах следует сформировать региональные сборники единичных расценок, в которых должны быть определены:

размер средств на оплату труда рабочих;

затраты на эксплуатацию строительных машин;

сметная стоимость материальных ресурсов.

Определение затрат

на оплату труда рабочих

В новых нормах вместо статьи "Основная заработная плата" предусмотрен размер средств на оплату труда рабочих.

Размер оплаты труда рабочих по видам и комплексам работ, конструктивным элементам определяется на основе затрат труда рабочих и тарифных ставок, устанавливаемых согласно отраслевому тарифному соглашению по строительству и промышленности строительных материалов.

Состав средств на оплату труда рабочих определяется в соответствии с Инструкцией о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 10 июля 1999 г. N 89 и согласованной с Минэкономики России, Минфином России, Минтруда России и Банком России.

Затраты по новой статье определяют исходя из суммы выплат заработной платы с учетом стимулирующих, компенсирующих и других выплат за время работы.

Минимальные месячные тарифные ставки для рабочих I разряда, занятых на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, устанавливаются по согласованию с профсоюзом работников строительства и промышленности строительных материалов. Так, по состоянию на IV квартал 1999 г. ставка составляла 584 руб.

Для расчета средств на оплату труда (З) предложена следующая формула:

                С 1 х Кт(1 + Кi ) х Кр х Кп + ПВ

         З = Т ————————————————————————————————,

                              tp

где Т - затраты труда рабочих по видам, комплексам, конструктивным элементам, чел-ч;

t р - расчетное число часов работы одного рабочего в месяц, чел-мес .;

С 1 - месячная тарифная ставка рабочего I разряда при работе в нормальных условиях труда, предусмотренная в отраслевых тарифных соглашениях, руб.;

Кт - тарифный коэффициент соответствующего разряда работ, принимаемый по действующей тарифной сетке;

Кр - районный коэффициент к заработной плате, устанавливаемый директивными органами;

Кп - коэффициент с учетом премиальных выплат;

ПВ - прочие выплаты, производимые за счет средств на оплату труда, включаемых в прямые затраты в соответствии с Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ от 4 декабря 1995 г. N БЕ-11-260/7;

К i - коэффициенты с учетом доплат и надбавок к тарифным ставкам и окладам, в частности: за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (0,12 и 0,24 соответственно); за работы по реконструкции, техническому перевооружению, капитальному ремонту, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий (от 0,10 до 0,25); за разъездной и подвижный характер работ (0,15-0,20 и 0,30-0,40 соответственно); за профессиональное мастерство, расширение зон обслуживания, выполнение особо важных заданий (0,16-0,24).

Определение затрат

по эксплуатации строительных машин

Методические указания по разработке сметных норм и расценок эксплуатации строительных машин и автотранспортных средств утверждены Постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. N 81.

Сметные затраты на эксплуатацию строительных машин определяются по данным о нормативном времени использования необходимых машин ( маш-ч ) и соответствующей цены 1 маш-ч эксплуатации машин. При расчете этих затрат сохранены в основном ранее действующий порядок исчисления стоимости машино-часа и группировка затрат.

Стоимость 1 маш-ч эксплуатации строительных машин в рублях ( Смаш ), исходя из среднесменного времени эксплуатации, определяют по формуле

        Смаш = А + З + Б + Э + Г + Р + П,

где А - постоянные эксплуатационные затраты - нормативные амортизационные отчисления на полное восстановление машин, руб./ маш-ч ;

З - оплата труда рабочих, управляющих строительными машинами, руб./ маш-ч ;

Б - затраты на замену быстроизнашивающихся частей, руб./ маш-ч ;

Э - затраты энергоносителей, руб./ маш-ч ;

С - затраты смазочных материалов, руб./ маш-ч ;

Г - затраты гидравлической жидкости, руб./ маш-ч ;

Р - затраты на все виды ремонта машин, их техническое обслуживание и диагностирование, руб./ маш-ч ;

П - затраты на перебазирование машин с одной стройплощадки (базы механизации) на другую, руб./ маш-ч .

Среднесменное время эксплуатации машин включает:

время участия машин в выполнении технологических операций;

время замены быстроизнашивающихся частей и сменной оснастки;

время перемещения машин по фронту работ в пределах строительной площадки;

время технологических перерывов в работе машин;

время подготовки машин к работе и их сдаче по окончании работы;

время на ежемесячное техническое обслуживание машин;

время перерывов в работе машинистов, регламентируемое законодательством о труде.

Порядок определения затрат на эксплуатацию машин следующий.

1. Размер постоянных эксплуатационных затрат. Амортизационные отчисления на полное восстановление машин (А) определяются по формуле

                Ц х На

           А = ————————,

                 100Т

где Ц - средневзвешенная восстановительная стоимость машины, руб.;

На - годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление по данному виду строительных машин, %/год;

Т - нормативный годовой режим эксплуатации машин, маш-ч /год.

Показатели средневзвешенной восстановительной стоимости машины качественно и количественно не совпадают с их балансовой стоимостью. Восстановительная стоимость машины определяется по результатам анализа рыночных цен производителей машин данной группы с учетом показателей балансовой стоимости на дату введения в действие федерального, территориальных и отраслевых сборников соответствующих сметных расценок или дополнений к ним.

Методическими указаниями предусмотрено применение к нормам амортизационных отчислений коэффициентов с учетом отраслевой и региональной специфики использования строительных машин и автотранспортных сре дств пр и производстве строительно-монтажных работ, а также интенсивности их использования (коэффициентов интенсивности). Данные коэффициенты дифференцированы по трем уровням (режимам) интенсивности использования машин (легкий, средний, тяжелый). При этом средний режим интенсивности использования машин соответствует основным значениям из Сборника единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов выпуска 1991 г.

Согласно Методическим указаниям показатели годового режима эксплуатации машин устанавливаются по трем вариантам:

1) по результатам анализа фактических данных об использовании строительных машин и автотранспортных средств в течениегода (в маш-ч ) на основании сметных рапортов;

2) расчетным путем;

3) по рекомендуемым показателям.

При определении этих показателей не учтены потери времени использования машин, связанные с отсутствием фронта работ, низким уровнем организации производства и т.п.

В Методических указаниях приводится порядок определения нормативных показателей амортизационных отчислений и для импортных машин. Учет импортных технических сре дств в ф едеральных расценках на строительные работы и конструкции является скорее исключением, чем правилом.

2. Размер оплаты труда звена (команды) рабочих, управляющих машинами, исчисляется в том же порядке, что и рабочих-строителей.

Состав звена и тарифные разряды рабочих определяются согласно руководствам по эксплуатации машин с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).

3. Размер затрат на замену быстроизнашивающихся частей (Б) рассчитывается по формуле

              Цч

         Б = ————,

              Тч

где Цч - средневзвешенная свободная (рыночная) цена быстроизнашивающихся частей или их комплекта на машину, руб.;

Тч - средневзвешенный нормативный ресурс быстроизнашивающихся частей или их комплекта на машину, маш-ч .

При определении нормативного показателя затрат на замену быстроизнашивающихся частей предусмотрен учет не только затрат на их приобретение на основе текущих (рыночных) цен на дату введения в действие сметных расценок с учетом затрат на доставку быстроизнашивающихся частей, но и на заработную плату ремонтных рабочих, занятых на их замене. В действовавшей ранее сметно-нормативной системе учет этих затрат не предусматривался.

В Методических указаниях даны рекомендуемые показатели нормативного ресурса (сроки службы) наиболее распространенных видов быстроизнашивающихся частей.

Для автотранспортных средств и строительных машин, смонтированных на шасси автомобильного типа, отдельно приводится порядок расчета нормативного показателя затрат на замену шин.

4. Размеры затрат на энергоносители, смазочные материалы и гидравлическую жидкость исчисляются путем умножения действующих текущих сметных цен на нормы их расхода. Эти нормы принимаются по действующим руководствам, паспортам или расчетным путем. Показатели затрат на бензин, дизельное топливо, электроэнергию, сжатый воздух определяются с разделением технологического и транспортного режима работы машин и с учетом повышенного расхода электроносителей при работе машин в зимнее время. В Методических указаниях приведены показали для ориентировочного учета затрат на доставку энергоносителей непосредственно к машине.

5. Размер затрат на ремонт и техническое обслуживание машин данного вида, типа или типоразмерной группы (Г) определяется по формуле

           Ц х Нр

       Г = ——————,

            100Т

где Ц, Т - показатели, определяемые в порядке, изложенном выше;

Нр - норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин, %/год.

Норма годовых затрат исчисляется по формуле

               Зр

         Нр = ———— х 100,

               Бс

где Зр - величина среднегодовых затрат на все виды ремонта и техническое обслуживание машин данного вида, типа или типоразмерной группы, руб.;

Бс - среднегодовая балансовая стоимость машин данного вида, типа или типоразмерной группы, руб.

Согласно Методическим указаниям предусмотрены два варианта расчета нормативных показателей затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностирование и техническое обслуживание машин:

1) с использованием норм годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание (которые приводятся в соответствующей таблице);

2) традиционный вариант, когда последовательно определяются затраты: на заработную плату ремонтных рабочих; приобретение запасных частей и заменяемых агрегатов; эксплуатацию ремонтных баз, включая амортизацию и затраты на эксплуатацию технологического ремонтного оборудования; ремонтные материалы, а также накладные расходы базы механизации.

При исчислении нормативных показателей затрат на ремонт и техническое обслуживание предусмотрено применение коэффициентов интенсивности, которые учитываются в случае расчета нормативных показателей амортизационных отчислений на полное восстановление.

В Методических указаниях приводится также порядок расчета нормативных показателей затрат на ремонт и техническое обслуживание импортных машин.

6. При разработке нормативов затрат на перебазирование машин учитываются следующие условия работ по перебазированию:

способ перебазирования - своим ходом, на буксире , на трейлере (с демонтажом и без демонтажа машин);

состав автотранспортных средств - количество и марка тягачей, прицепов, машин сопровождения;

расстояние (время) перебазирования, включая затраты на монтаж, демонтаж, погрузку, разгрузку и перевозку машин;

вид и типоразмерная группа крана, применяемого на монтаже , демонтаже, погрузке и разгрузке машин;

количественный и квалификационный состав звена рабочих, занятых на работах по перебазированию машин, без учета машиниста машины, подлежащей перебазированию.

При использовании строительных машин на условиях лизинга (аренды) следует руководствоваться письмом Госстроя России от 18 марта 1998 г. N ВБ-21-98/12 "Об учете лизинговых платежей в сметной документации".

Размер лизинговых платежей по этим машинам исчисляется как разница между полной суммой лизинговых платежей и постоянными эксплуатационными затратами, учтенными в стоимости эксплуатации строительных машин. Постоянные эксплуатационные затраты определяются расчетным путем по балансовой стоимости отданных в лизинг машин.

В сводный сметный расчет на строительство необходимые для указанных целей средства включаются отдельной строкой в гл.9 "Прочие работы и затраты" (графы 7 и 8).

Определение затрат

на материальные ресурсы

Для разработки сборников единичных расценок различного назначения (федеральных, региональных, отраслевых) Постановлением Госстроя России от 17 декабря 1990 г. N 80 приняты Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений ( МДС 81-2.99 ). Этот документ в основном повторяет Принципы определения сметных цен на материалы, изделия и конструкции, действовавшие ранее, но содержит и некоторые новшества.

Стоимость материальных ресурсов определяется по данным о нормативной потребности материалов (в физических единицах - м3, м 2 , т и пр.) и цене соответствующего вида материальных ресурсов.

Сметными ценами определяется нормативная сумма затрат на материалы (установленную единицу измерения) франко-приобъектный склад строительной площадки.

Порядок определения сметных цен

на материалы

Сметная цена на материалы формируется по следующим элементам:

отпускная цена (с учетом тары, упаковки и реквизита);

наценка (надбавка) снабженческо-сбытовых организаций;

таможенные пошлины и сборы (при получении из-за границы);

стоимость транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно в отпускной цене, а стоимость разгрузочных работ - в составе единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы);

заготовительно-складские расходы, включая затраты на комплектацию.

Сборники сметных цен на материалы

Сборники сметных цен (СЦ) на материалы подразделяются на федеральные, территориальные и отраслевые.

Сборники СЦ на материалы разрабатываются в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.

Федеральный сборник СЦ на материалы, разрабатываемый в уровне цен для базового района страны (Московской области), утверждается и вводится в действие Госстроем России с включением в Перечень действующих нормативных документов в строительстве и является основой для разработки сборников федеральных единичных расценок (сборников ФЕР).

Территориальные сборники СЦ на материалы, включают полный перечень материалов, применяемых в соответствующем регионе, разрабатываются для административно-территориальных единиц Российской Федерации (регионов), утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов РФ, регистрируются в Госстрое России и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве в соответствии с требованиями руководящих документов по строительству (РДС 10-202-94).

Территориальные сборники СЦ на материалы служат основанием для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно-территориальных единицах (регионах) страны.

Отраслевые сборники СЦ на материалы включают полный перечень материалов, используемых для производственных объектов, разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горно-капитальное, строительство газопроводов, линий связи, отдельных видов промышленных объектов и пр.), утверждаются министерствами Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами, согласовываются, регистрируются в Госстрое России и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве согласно требованиям руководящих документов по строительству (РДС 10-201-94).

Отдельные разделы отраслевых сборников СЦ на материалы, утвержденных в соответствующем порядке, могут быть включены в Федеральный сборник СЦ на материалы.

Отраслевые сборники СЦ на материалы, привязанные к местным условиям строительства, предназначены для составления сметной документации по специализированным стройкам, в том числе линейным.

При разработке Федерального сборника СЦ на материалы используются:

Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции ( СНиП 4.04-91) в пяти частях, а также Сборник ( СНиП IV-4-82), часть V "Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ", утвержденные Госстроем СССР;

данные об отпускных ценах поставщиков материальных ресурсов в базовом районе (Московская область) по состоянию на 1 января 2000 г.;

расчетные показатели и средний размер затрат по данным транспортных предприятий на автомобильные, железнодорожные, речные (морские) и другие перевозки строительных грузов по их укрупненной номенклатуре в границах базового района (Московская область) по состоянию на 1 января 2000 г.;

данные о стоимости услуг снабженческих организаций (включая внешнеэкономические по таможенным пошлинам и сборам), товарных бирж, осуществляющих обеспечение строек государственного заказа Московской области отдельными видами материально-технических ресурсов;

данные о заготовительно-складских расходах, включая затраты на комплектацию материалов.

При разработке территориальных сборников СЦ на материалы используются:

действующий региональный сборник СЦ на материалы, применяемый в соответствующем регионе;

данные об отпускных ценах поставщиков материальных ресурсов в соответствующей административно-территориальной единице страны по состоянию на 1 января 2000 г.;

территориальные сборники СЦ на перевозку грузов для строительства;

данные о стоимости услуг снабженческих организаций (включая внешнеэкономические по таможенным пошлинам и сборам), товарных бирж, обеспечивающих снабжение региональных строек государственного заказа отдельными видами материально-технических ресурсов;

данные о заготовительно-складских расходах, включая затраты на комплектацию материалов.

При разработке отраслевых сборников СЦ на материалы используются:

ранее созданные для специализированных строек (в том числе линейных) ведомственные каталоги сметных цен на местные строительные материалы;

Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции ( СНиП 4.04-91) в пяти частях, а также аналогичный Сборник СНиП IV-4-82, часть V "Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ" (разделы, касающиеся специальных видов работ);

данные об отпускных ценах поставщиков специальных видов материальных ресурсов в соответствующих административно-территориальных единицах страны по состоянию на 1 января 2000 г.;

отраслевые сборники СЦ на перевозку грузов для строительства;

данные о стоимости услуг снабженческих организаций (включая внешнеэкономические по таможенным пошлинам и сборам), товарных бирж, обеспечивающих снабжение специализированных ведомственных строек государственного заказа отдельными видами материально-технических ресурсов;

данные о заготовительно-складских расходах, включая затраты на комплектацию материалов.

В сборниках СЦ на материалы всех назначений предусматриваются сметные цены по состоянию на 1 января 2000 г.

Сборники (каталоги) сметных цен на материалы состоят из следующих частей:

I "Материалы для общестроительных работ";

II "Строительные конструкции и изделия";

III "Материалы и изделия для санитарно-технических работ";

IV "Бетонные, железобетонные и керамические изделия. Нерудные материалы. Товарные бетоны и растворы";

V "Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ".

Каждый сборник состоит из технической части, разделов по видам материалов, изделий и конструкций, содержания (оглавления) и алфавитного указателя.

Для сборников СЦ на материалы за основу принимается номенклатура материалов, изделий и конструкций, приведенная в действующих сборниках СЦ, но с учетом материалов, которые используются непосредственно в регионе или отрасли. В номенклатуре должны быть предусмотрены новые виды материалов, используемых в данной отрасли, регионе или конкретном проекте.

При формировании сборников СЦ на материалы был соблюден принцип материалов-представителей, выделяемых из группы однородных ресурсов по унифицированной номенклатуре, аналогичной приведенной в Приложении 4 (форма N 4) к Методическим рекомендациям (письмо Госстроя России от 4 июня 1993 г. N 12-146) и Приложении 2 (форма N 4) к Методическим рекомендациям (письмо Госстроя России от 5 ноября 1993 г. N 12-275). Данный подход позволил сократить количество наименований ресурсов, по которым прямо отслеживаются отпускные цены текущего уровня (такое отслеживание проведено по материалам-представителям). По остальным ресурсам соответствующей группы, примыкающим к материалу-представителю, отпускные цены при очередном их фиксировании определены посредством текущего индекса изменения стоимости материалов, рассчитанного по материалу-представителю.

Ресурсы, включаемые в состав сборников СЦ на материалы, подразделяются по классам и группам продукции, кодируются в зависимости от их назначения по десятизначной системе с применением Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301, а также отраслевого классификатора. Первые два знака кода - это класс продукции, следующий знак - подкласс продукции, после чего идут два знака, показывающие группу и подгруппу продукции, затем один знак - вид продукции, остальные знаки - порядковый номер материала, изделия и конструкции.

Расчет сметных цен на материалы

Для получения информации о материалах, поставляемых в регионах для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений, в ремонтно-строительные подразделения, на предприятия-изготовители соответствующей продукции, в снабженческие и другие организации направлены опросные листы по установленной в регионе форме, где должны быть приведены следующие данные:

наименования материалов;

коды - ОКП и отраслевой;

единицы измерения;

вид "франко", принятый в отпускных ценах;

отпускные цены предприятия-поставщика;

наценки снабженческих организаций.

Представляемая информация о поставляемой продукции и ценах подлежит анализу и обработке в организации-разработчике сборников СЦ на материалы и в Региональных центрах по ценообразованию в строительстве (МВК).

Результаты анализа, обработки и обобщения полученной информации о стоимости материалов отражаются в форме калькуляции, приведенной в Приложении 5 к МДС 81-2.99. Аналогично составляются калькуляции для строек, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для специализированных строек, в том числе линейных.

По решению МВК допускается приведение отпускных цен на одноименную продукцию к уровню средневзвешенных (средних) цен.

Транспортная составляющая сметной цены в территориальных и отраслевых сборниках СЦ на материалы может определяться на основе:

фиксированного на определенный период процента (доли) к усредненной отпускной цене на любой вид или соответствующий вид (группу) материалов, используемых в регионе;

расчетов стоимости, составляемых по фактически сложившейся в регионе или расчетной (прогнозной), т.е. установленной участниками строительства, транспортной схеме поставки соответствующего вида (группы) материалов.

Для строек, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для специализированных строек, в том числе линейных, рекомендуется определять сметные цены на материалы на базе транспортных схем, обоснованных проектом организации строительства.

Для отдельных наименований продукции (например, стальных строительных конструкций, поставляемых с заводов-изготовителей, расположенных вне территории региона, сборных железобетонных конструкций пролетных строений мостов) транспортная составляющая сметной цены в сборнике не приводится, а рассчитывается по фактической транспортной схеме при формировании сметной документации, о чем в технической части соответствующего сборника СЦ на материалы делается необходимая запись.

Метод определения в регионе транспортной составляющей в процентах (доле) к усредненной отпускной цене основывается на статистических и бухгалтерских данных. В качестве статистических данных могут быть использованы сведения о затратах по транспортировке грузов строительного характера ( строка 14 формы N 5-з (квартальная) федерального статистического наблюдения, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 10 ноября 1998 г. N 110), а также аналогичные сведения из региональных источников. Вкачестве бухгалтерских данных могут быть использованы сведения бухгалтерского учета подрядных организаций.

На базе статистических и бухгалтерских данных, полученных за фиксированный период (например, за предыдущий отчетный год), рассчитывают стоимость перевозок строительных грузов, которая может быть дифференцирована по видам перевозок (автомобильным, железнодорожным, водным и другими видами транспорта) и видам (группам) материалов. Затраты на перевозку, соотнесенные с затратами на приобретение материальных ресурсов, составляют процент (долю) к отпускным ценам.

Анализ транспортной составляющей целесообразен и в дальнейшем для выявления возникающих тенденций изменения указанной зависимости. С этой же целью для сопоставления могут быть использованы статистические и бухгалтерские данные за предыдущие годы, а также сметная и расчетная документация по ранее завершенным стройкам.

При определении в регионе или на крупной стройке транспортной составляющей в зависимости от транспортных схем поставки материальных ресурсов следует разработать сборники сметных цен на перевозку грузов для строительства по элементам затрат, возникающих при доставке ресурсов на стройки.

Транспортные схемы с указанием расстояний, видов перевозок и других условий поставки по соответствующим видам (группам) ресурсов фиксируются в регионе по состоянию на 1 января 2000 г. Целесообразно предусмотреть возможность уточнения этих схем в следующем периоде по изменяющимся данным.

При этом могут быть использованы транспортные схемы, составленные на базе:

фактически сложившихся параметров по состоянию на 1 января 2000 г., которые могут быть установлены в результате анализа и обобщения бухгалтерских документов, втом числе по данным об усредненных расстояниях перевозки, видах транспорта, а также других условиях поставки ресурсов;

расчетных обоснований с использованием данных, зафиксированных в регионе.

При определении исходных данных по всем видам материалов следует принимать реальные и наиболее экономичные схемы их перевозки от предприятий-изготовителей (поставщиков) до районов сосредоточенной застройки.

В транспортных схемах в зависимости от вида "франко", принятого в отпускных ценах на материалы, должны учитываться условия и расстояния их транспортировки последовательно:

от предприятия-поставщика до станции (порта, пристани) отправления;

от станции (порта, пристани) отправления до станции (порта, пристани) назначения, на которой имеется база (склад) подрядной организации;

от станции (порта, пристани) назначения до приобъектного склада строительной площадки;

от предприятия-поставщика до приобъектного склада строительной площадки (при прямых перевозках).

Места приемки и разгрузки материалов на железнодорожных станциях, открытых для грузовых операций, на которых имеются склады (базы) подрядной организации, или на ведомственных ветках (собственных либо арендуемых, включая ветки строительных баз) должны быть подтверждены управлением (отделением) железной дороги МПС России. При определении расстояний поставок материалов по железной дороге должны учитываться установленные нормальные направления грузопотоков с соблюдением минимальных расстояний, на которые железная дорога принимает к транспортировке материалы, а также степень загрузки железной дороги в соответствующем районе.

Автомобильные перевозки материалов, как правило, принимаются на расстояние до 200 км. В отдельных случаях (при отсутствии железных дорог в районе изготовления и потребления строительных грузов, непринятии железной дорогой этих грузов и в других подобных случаях) перевозка материалов автомобильным транспортном на расстояние более 200 км допускается по согласованию с МВК.

В транспортных схемах на перевозку местных материалов не должно учитываться использование перевалочных баз и складов, за исключением случаев смешанных перевозок, при которых использование прирельсовых (припортовых) складов обусловлено технологией перевозки и хранения грузов. Если по местным условиям материалы в виде исключения доставляются через промежуточные базы (склады), то дополнительные транспортные затраты, обоснованные проектом организации строительства или другими документами, должны учитываться в виде поправок непосредственно в сметной документации.

При строительстве в городах на территории застроенных кварталов, если проектом организации строительства предусмотрено устройство перевалочной базы для складирования бетонных и железобетонных изделий, других материалов и конструкций, дополнительные затраты на транспортировку этих изделий и погрузочно-разгрузочные работы определяются расчетом в зависимости от количества изделий, завозимых на перевалочную базу, и учитываются непосредственно в сметах.

Сведения об источниках получения материалов, способах и расстояниях их доставки на строительные площадки (территории строительства) с указанием используемых транспортных средств и видов дорог приводятся в сводной ведомости, составляемой организацией-разработчиком на основе данных подрядных организаций, определенных МВК. Указанная ведомость утверждается МВК. В дальнейшем она постоянно отслеживается и при необходимости корректируется и переутверждается с учетом мнения участников строительства.

В отдельных случаях при соответствующих обоснованиях могут предусматриваться тракторные перевозки. Организации-разработчики сметных цен исходя из реальных условий обеспечения строек этими перевозками определяют их удельный вес (долю) на основе данных, представленных подрядными организациями, и с учетом перспективы развития сети автомобильных дорог в регионе.

При смешанных перевозках материалов (автомобилями и тракторами) следует учитывать в зависимости от местных условий либо перевалку с одного вида транспорта на другой, либо использование тракторов для буксировки автомобилей.

Сборники сметных цен

на перевозку грузов для строительства

Содержание и структура сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства в основном сохраняются в прежнем виде.

Эти сборники разрабатываются в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г., по назначению подразделяются на территориальные и отраслевые и предназначаются для определения транспортных расходов при формировании сметных цен на материалы, изделия и конструкции.

Территориальные сборники СЦ на перевозку грузов для строительства, разрабатываемые для каждой из территориальных единиц Российской Федерации, содержат данные о сметных ценах на услуги, связанные с железнодорожными, автомобильными, речными (морскими), тракторными и другими перевозками. Сборники утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов РФ, регистрируются в Госстрое России и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве в соответствии с РДС 10-202-94.

Отраслевые сборники СЦ на перевозку грузов для строительства, разрабатываемые для специализированных видов строительства, содержат сметные цены на услуги, связанные с железнодорожными, автомобильными, речными (морскими), тракторными и другими перевозками. Сборники утверждаются и вводятся в действие федеральными органами и отраслевыми структурами, регистрируются в Госстрое России и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве в соответствии с РДС 10-202-94.

Исходными данными для разработки территориальных и отраслевых сборников СЦ на перевозку грузов для строительства являются:

данные Сборника сметных цен на перевозку грузов для строительства ( СНиП 4.04-91), часть I "Железнодорожные и автомобильные перевозки", часть II "Речные перевозки";

действующие системы тарифов на железнодорожные, автомобильные, речные (морские) и другие перевозки, стоимость погрузочно-разгрузочных работ в портах, портовых сборов в комплексе с системой индексации на указанные тарифы, сборы и услуги;

данные территориальных сборников СЦ на машины для определения стоимости тракторных перевозок и сопровождаемых их погрузочно-разгрузочных работ;

расчетные показатели и средний размер затрат по данным транспортных предприятий на все виды перевозок строительных грузов по укрупненной номенклатуре.

Территориальные и отраслевые сборники СЦ на перевозку грузов для строительства разрабатываются в сметных ценах по состоянию на 1 января 2000 г. и состоят из двух частей.

Часть I "Железнодорожные и автомобильные перевозки" должна содержать следующие разделы:

1 "Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы при железнодорожных и автомобильных перевозках";

2 "Сметные цены на тару, упаковку и реквизит";

3 "Сметные цены на тару и упаковку для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";

4 "Сметные цены на перевозку грузов автомобильным транспортом";

5 "Сметные цены на перевозку грузов тракторами с прицепами";

6 "Сметные цены на перевозку грузов железнодорожным транспортом";

7 "Кратчайшие тарифные расстояния между основными станциями железных дорог Российской Федерации".

Часть II "Водные (речные, морские) перевозки" должна содержать следующие разделы:

1 "Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы";

2 "Сметные цены на водные (речные, морские) перевозки";

3 "Кратчайшие тарифные расстояния между основными портами и пристанями по бассейнам рек внутренних водных путей Российской Федерации".

В территориальных и отраслевых сборниках СЦ на перевозку грузов для строительства должны приводиться общие указания по каждому разделу: о назначении содержащихся в разделе сведений и порядке их использования, а также ссылки на приложения. Изложение общих указаний должно соответствовать требованиям СНиП 10-01-94 и СП 81-01-94.

По сметным ценам на погрузочно-разгрузочные работы, приводимым в сборниках СЦ на перевозку грузов для строительства, определяется стоимость этих работ при железнодорожных, автомобильных (тракторных) и других перевозках строительных материалов, изделий и конструкций в случае их перевалки с одного вида транспорта на другой. Как правило, стоимость погрузочных работ учитывается в отпускных ценах на материалы, изделия и конструкции, а стоимость разгрузочных работ - в составе единых расценок на работы.

В территориальных и отраслевых сборниках СЦ на перевозку грузов для строительства должно быть указано, что сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы могут приниматься:

по Сборнику сметных цен на перевозку грузов для строительства, часть I, раздел 1 ( СНиП 4.04-91) с переходом от сметных цен на 1 января 1991 г. к уровню цен на 1 января 2000 г. путем применения индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, утвержденных администрациями соответствующих регионов;

в размере цен, фактически сложившихся в регионе и зафиксированных в региональных или других (например, ведомственных) документах по состоянию на 1 января 2000г.;

по Сборнику сметных цен на перевозку грузов, разработанному на основе положений подраздела 3.5.1 МДС 81-2.99.

Номенклатура строительных материалов, изделий и конструкций, по которой необходимо рассчитывать сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы при железнодорожных и автомобильных перевозках, приведена в таблице раздела 1 СНиП 4.04-91 с необходимыми уточнениями и дополнениями для следующего периода.

Сметные цены на тару, упаковку и реквизит учитываются в составе транспортных расходов при разработке сметных цен на материалы, изделия и конструкции. В эти цены входят затраты по затариванию, упаковке, закреплению грузов при их транспортировке в соответствии с действующими государственными стандартами и техническими условиями, в том числе при транспортировке в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

В территориальных и отраслевых сборниках СЦ на перевозку грузов для строительства должно быть указано, что сметные цены на тару, упаковку и реквизит могут приниматься:

по Сборнику сметных цен на перевозку грузов для строительства, часть I, раздел 2А, Приложение 1 и раздел 2Б ( СНиП 4.04-91) спереходом от сметных цен на 1 января 1991г. к уровню цен на 1 января 2000 г. путем применения соответствующего регионального индекса;

по ценам, фактически сложившимся в регионе и зафиксированным в региональных или других (например, ведомственных) документах по состоянию на 1 января 2000 г.;

по Сборнику сметных цен на перевозку грузов, разработанному на основе положений подраздела 3.5.2 МДС 81-2.99.

Номенклатура материалов, изделий и конструкций, для которых необходимо сформировать сметные цены на тару, упаковку и реквизит, приведена в разделах 2А и 2Б СНиП 4.04-91 с необходимыми уточнениями и дополнениями для следующего периода.

При необходимости следует привести перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом изменений законодательства Российской Федерации, произошедших в 1991-1999 гг.

По сметным ценам на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом определяется стоимость перевозки материалов, изделий и конструкций для строительства в соответствии с действующими в Российской Федерации тарифами, установленными для перевозки грузов бортовыми автомобилями и автомобилями-самосвалами независимо от грузоподъемности транспортных средств, а также средней грузоподъемности подвижного состава автотранспортных предприятий и строительных организаций, класса дорог, по которым осуществляется движение. Тарифы зависят от класса перевозимых грузов и расстояния перевозки.

В территориальных и отраслевых сборниках СЦ на перевозку грузов для строительства должно быть указано, что сметные цены на перевозку грузов автомобильным транспортом могут приниматься:

по Сборнику сметных цен на перевозку грузов для строительства, часть I, раздел 3А ( СНиП 4.04-91) с переходом от сметных цен на 1 января 1991 г. к уровню цен на 1 января 2000 г. путем применения соответствующего регионального индекса;

по ценам, фактически сложившимся в регионе и зафиксированным в региональных или других (например, ведомственных) документах по состоянию на 1 января 2000 г.;

по Сборнику сметных цен на перевозку грузов, разработанному на основе положений подраздела 3.5.3 МДС 81-2.99.

В территориальные и отраслевые сборники СЦ на перевозку грузов для строительства рекомендуется включить:

общие правила и положения определения тарифов на автомобильные перевозки, в том числе таблицы поясных коэффициентов к провозной плате, номенклатуры и классификации грузов, провозной платы за перевозки различных грузов для строительства;

наименование документа о действующих тарифах на автомобильные перевозки, на основе которых определяются сметные цены на эти перевозки;

сведения о системе индексов к действующим тарифам и сметным ценам на автомобильные перевозки.

По сметным ценам на перевозку грузов тракторами с прицепами определяется стоимость перевозки с помощью тракторов, атакже в случаях буксировки механизмов для строительства. При таких перевозках класс груза, а также затраты на погрузочно-разгрузочные работы, тару, упаковку и реквизит принимаются в соответствии с данными о перевозке грузов автомобильным транспортом.

В территориальных и отраслевых сборниках СЦ на перевозку грузов для строительства должно быть указано, что сметные цены на перевозку грузов тракторами с прицепами могут приниматься:

по Сборнику сметных цен на перевозку грузов для строительства, часть I, раздел 3А ( СНиП 4.04-91) с переходом от сметных цен на 1 января 1991 г. к уровню цен на 1 января 2000 г. путем применения соответствующего регионального индекса;

по ценам, фактически сложившимся в регионе и зафиксированным в региональных или других (например, ведомственных) документах по состоянию на 1 января 2000 г.;

по Сборнику сметных цен на перевозку грузов, разработанному на основе положений подраздела 3.5.3 МДС 81-2.99.

Для данного вида перевозок в территориальных и отраслевых сборниках СЦ на перевозку грузов для строительства должны быть указаны поясные коэффициенты к провозной плате, ее размеры в зависимости от класса груза и расстояния перевозки, а также плата за пробег к пункту первой погрузки и от пункта последней погрузки.

По сметным ценам на перевозку строительных грузов железнодорожным транспортом определяется стоимость перевозки материалов, изделий и конструкций для строительства в соответствии с действующими в Российской Федерации тарифами на железнодорожные перевозки.

В территориальных и отраслевых сборниках СЦ на перевозку грузов для строительства должно быть указано, что сметные цены на перевозку грузов железнодорожным транспортом могут приниматься:

по Сборнику сметных цен на перевозку грузов для строительства, часть I, раздел 4 ( СНиП 4.04-91) с переходом от сметных цен на 1 января 1991 г. к уровню цен на 1 января 2000 г. путем применения соответствующего регионального индекса;

по тарифам, действующим на 1 января 2000 г., с системой индексов к ним.

В территориальных и отраслевых сборниках СЦ на перевозку грузов для строительства следует привести:

ссылки на действующий прейскурант тарифов на железнодорожные перевозки и систему индексов к ним;

основные правила и положения, касающиеся применения тарифов на железнодорожные перевозки, в том числе нормы загрузки вагонов для определения стоимости повагонных перевозок грузов для строительства, провозную плату за перевозки различных грузов для строительства, а также кратчайшие тарифные расстояния между основными станциями железных дорог Российской Федерации.

В отраслевом сборнике целесообразно отразить особенности отрасли, например, перевозку звеньев верхнего строения пути (путевой решетки), длинномерных рельсовых плетей и блоков стрелочных переводов.

По сметным ценам на водные (речные, морские) перевозки грузов определяется стоимость транспортировки материалов, изделий и конструкций для строительства в соответствии с действующими в Российской Федерации тарифами.

В территориальных и отраслевых сборниках СЦ на перевозку грузов для строительства должно быть указано, что сметные цены на водные (речные, морские) перевозки могут приниматься:

по Сборнику сметных цен на перевозку грузов для строительства, часть II ( СНиП 4.04-91) с переходом от сметных цен на 1 января 1991 г. к уровню цен на 1 января 2000 г. путем применения соответствующих региональных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, утвержденных администрациями соответствующих регионов;

по тарифам, действующим на 1 января 2000 г., с системой индексов к ним.

В территориальные и отраслевые сборники СЦ на перевозку грузов для строительства (часть II "Водные перевозки") целесообразно включить данные пароходств, которые обслуживают соответствующий регион (аналогично данным, помещенным в части II СНиП 4.04-91), в том числе по номенклатуре грузов, кратчайшим тарифным расстояниям между основными портами и пристанями по бассейнам рек (внутренних водных путей).

Территориальные и отраслевые сборники СЦ на перевозку грузов для строительства должны содержать сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы, в которых учтены все затраты, связанные с этими работами, включая пакетирование и перемещение материалов, изделий и конструкций по фронту погрузки и выгрузки, а также в местах складирования.

Сметные цены разрабатываются в соответствии с технологическими схемами, в которых приводятся подробный перечень всех технологических операций по выполнению данного вида работ, характеристика применяемых машин и механизмов. На основе этих схем составляются калькуляции стоимости погрузочно-разгрузочных работ.

На базе калькуляций разрабатывается таблица сметных цен на погрузочно-разгрузочные работы. Нормы затрат труда и его оплаты определяются по сборникам ЕНиР , ВНиР , ТНиР и др. Нормы затрат труда исчислены в соответствие с современными технологиями производства работ.

Нормы затрат машинного времени определяются по сборникам ЕНиР , ВНиР , ТНиР , при необходимости - по местным нормам.

Сметные цены на тару, упаковку и реквизит формируются по государственным стандартам, техническим условиям и отпускным ценам. Эти цены включают стоимость тары, упаковки и реквизита, затраты на затаривание грузов, транспортные и заготовительно-складские расходы и устанавливаются с учетом условий возврата различных видов тары. На основе расчетов разрабатываются таблицы сметных цен на тару, упаковку и реквизит.

Сметные цены на автомобильные и тракторные перевозки должны определяться на 1т перевозимого груза согласно действующим в регионе тарифам или отраслевым сборникам с дифференциацией по регионам.

В расчетах стоимости перевозка грузов автомобильным транспортом предусматривается, как правило, на расстояние до 200 км, тракторами - до 25 км включительно. При больших расстояниях необходимо руководствоваться указаниями по применению системы тарифов на автомобильные перевозки.

Класс грузов определяется в соответствии с их номенклатурой и классификацией. За перевозку непредусмотренных грузов провозная плата должна взиматься по классу груза, соответствующему фактической степени использования грузоподъемности автомобиля (см. таблицу).

  ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|      Класс груза      |     Коэффициент использования грузоподъемности    |

|—————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|

|        1-й            |                      1,0                          |

|—————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|

|        2-й            |                    0,99-0,71                       |

|—————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|

|        3-й            |                   0,70-0,51                       |

|—————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|

|        4-й            |                   0,50-0,40                       |

  ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Если коэффициент использования грузоподъемности автомобиля ниже 0,40 при полной его загрузке по габариту (объему) с применением наращенных бортов, провозная плата должна определяться делением тарифа, установленного для 1-го класса груза, на фактический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля.

В общей части Сборника по автомобильным перевозкам следует указать, что в провозной плате за перевозку грузов учтены затраты, связанные с простоем автомобиля впунктах погрузки и выгрузки, а порожний пробег между пунктами разгрузки и погрузки (так же как от места расположения автотранспортного предприятия до пункта первой погрузки и от пункта последней разгрузки до автотранспортного предприятия) учтен в тарифах и дополнительно не оплачивается.

В случае перевалки грузов с одного вида транспорта на другой рекомендуется сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы устанавливать по Сборнику сметных цен на перевозку грузов для строительства, часть I, раздел 1 ( СНиП 4.04-91) с переходом от сметных цен на 1 января 1991 г. к текущему уровню цен путем применения соответствующих региональных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, утвержденных администрациями соответствующих регионов.

В общей части Сборника по автомобильным перевозкам необходимо привести также номенклатуру и классификацию грузов, провозной платы, надбавок при перевозках специальным подвижным составом, которые содержатся в документах по действующим автомобильным тарифам.

Стоимость перевозки 1 т грузов автомобильным транспортом может быть определена по данным, приведенным в Приложении 16 к МДС 81-2.99, в зависимости от расстояния перевозки и класса грузов.

Сметные цены на железнодорожные перевозки определяются на основе действующей системы тарифов на эти перевозки, приведенных в тарифном руководстве МПС России, а также системы индексов к указанным тарифам.

В территориальные сборники СЦ на перевозку грузов для строительства включаются данные о материалах, изделиях и конструкциях, а также оборудовании и машинах, доставляемых на стройки грузовой скоростью по железнодорожным путям общего пользования. В этих сборниках должна быть приведена классификация грузов с указанием тарифных схем при перевозке строительных грузов повагонными , мелкими отправками и в контейнерах, а также весовые нормы загрузки подвижного состава и таблицы провозных плат в зависимости расстояния перевозки.

Весовые нормы загрузки подвижного состава определяются согласно техническим условиям погрузки и крепления грузов МПС России, Руководству по перевозке железнодорожным транспортом сборных крупноразмерных железобетонных конструкций промышленного и гражданского строительства, а также схемам перевозки и крепления грузов.

Для определения стоимости перевозки по железным дорогам строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования и машин приводятся таблицы кратчайших тарифных расстояний между основными станциями железных дорог Российской Федерации.

Сметные цены на водные (речные, морские) перевозки определяются по действующим тарифам на перевозку и буксировку грузов водным (речным, морским) транспортом.

В территориальные (отраслевые) сборники СЦ на перевозку грузов для строительства включаются таблицы тарифной классификации сухих грузов, контейнеров, нефтяных грузов в таре или наливных судах. В сборники входят таблицы тарифов на перевозку сухих и нефтяных грузов, а также гравийно-песчаной смеси, песка и ракушки строительной по магистральным путям, малым рекам и морским участкам пути.

Затраты на перевозку материалов определяются по форме типовой калькуляции транспортных расходов, приведенной в Приложении 10 к МДС 81-2.99.

Затраты на перевозку грузов автомобильным, железнодорожным, водным и тракторным транспортом, а также затраты на погрузочно-разгрузочные работы определяются по сметным ценам на перевозку грузов для строительства.

Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы при железнодорожных и автомобильных перевозках устанавливаются, как правило, для строек, расположенных в районах, где действует поясной коэффициент к заработной плате, равный 1. Для других районов следует применять поправочные коэффициенты к сметным ценам на погрузочно-разгрузочные работы, приводимые в Сборнике СЦ на перевозку грузов для строительства.

Размер расходов по доставке материалов следует определять с учетом массы-брутто. Переходные коэффициенты от массы-нетто к массе-брутто принимаются по Сборнику СЦ на перевозку грузов для строительства, часть I, раздел 2А ( СНиП 4.04-91).

Сметные цены на тару, упаковку и реквизит (в случаях, когда они не учтены в отпускной цене) устанавливаются по названному Сборнику, часть I, раздел 2А с переходом от сметных цен на 1 января 1991 г. к текущему уровню цен путем применения индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, утвержденных администрациями соответствующих регионов.

Заготовительно-складские расходы определяются на основе расчетов с учетом сложившихся в регионе условий. По стройкам, финансируемым из федерального бюджета, эти расходы устанавливаются по нормам СниП 4.04-91 в процентах от стоимости материалов, в том числе:

по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) - 2%;

по металлическим строительным конструкциям - 0,75%;

по оборудованию - 1,2%.

Изменение норм накладных расходов

Новые нормативы накладных расходов на строительные работы утверждены Постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. N 76 и введены в действие с 1 января 2000 г.

В связи с этим признаны утратившими силу с 1 января 2000 г. Методические рекомендации по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции, введенные в действие письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. N БФ-907/12, Методические рекомендации о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве, введенные в действие письмом Госстроя России от 18 октября 1993 г. N 12-248, Изменения и дополнения к ним, введенные в действие письмом Минстроя России от 13 ноября 1996 г. N ВБ-26/12-368.

Накладные расходы в локальной смете определяются на основе:

укрупненных нормативов по основным видам строительства;

нормативов по видам строительных и монтажных работ;

индивидуальных норм для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации;

предельных норм накладных расходов на строительные, монтажные и специальные строительные работы.

Окончательный выбор варианта исчисления накладных расходов принадлежит заказчику и подрядной организации.

Размер укрупненных нормативов накладных расходов по основным видам строительства установлен в Приложении 2 к МДС 81-4.99.

Проценты накладных расходов, которые исчисляются от фонда оплаты труда рабочих- строителей и механизаторов, по видам строительных и монтажных работ установлены в Приложении 3 к МДС 81-4.99.

Перечень статей накладных расходов в строительстве предусмотрен в Приложении 6 к МДС 81-1.99.

В Приложении 7 к МДС 81-1.99 приведен Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям.

Были внесены изменения и в прочие статьи затрат, относящихся к накладным расходам.

Из состава накладных расходов исключены такие статьи:

амортизационные отчисления (или арендная плата), расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд) и расходы по перемещению производственных приспособлений и оборудования, учитываемых в составе основных фондов;

износ и расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных ( нетитульных ) сооружений, приспособлений и устройств;

жилищно-коммунальные услуги;

расходы на производственные командировки работников строительных организаций для выполнения монтажных и специальных строительных работ.

В состав накладных расходов по сравнению с ранее действующей номенклатурой дополнительно включены следующие статьи.

По группе административно-хозяйственных расходов:

расходы, связанные с платой за землю;

расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного подразделения в пределах пункта нахождения организации;

отчисления, производимые структурными подразделениями, на содержание аппарата управления;

представительские расходы;

оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;

оплата банковских услуг по выдаче заработной платы работникам строительной организации через учреждения банков.

По группе расходов на обслуживание работников строительства:

расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

отчисления на социальные нужды (государственное социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение и отчисления в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации).

По группе прочих накладных расходов:

платежи по обязательному страхованию государственного имущества;

амортизация нематериальных активов производственного характера;

расходы на рекламу.

Изменение норматива сметной прибыли

Уточнено содержание термина "сметная прибыль". Теперь под сметной прибылью понимают сумму средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование. Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

Размер сметной прибыли определяется на основе:

рекомендуемых в МДС 81-1.99 нормативов в размере 50% оплаты труда рабочих или 12% суммы прямых затрат и накладных расходов;

индивидуальной нормы для конкретной организации.

И.А. Либерман , доцент, канд. экон . наук, чл.-корр. Международной академии информатизации

www.itrealty.ru /