Russian Chemical Community
 
Пользовательский поиск
   главная
  предприятия
  марки сплавов
  соединения
  синтезы
  объявления
  ► информация
  рефераты
  архив
  актуально
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  

Тезисы докладов Международной конференции "Обращение с облучённым ядерным топливом 2002: новые инициативы России"

   Поделиться ссылкой :    LiveJournal Facebook Я.ру ВКонтакте Twitter Одноклассники Мой Мир FriendFeed Мой Круг

Тезисы докладов Международной конференции "Обращение с облучённым ядерным топливом 2002: новые инициативы России"

А.Ю. Румянцев, Минатом России

В своем приветственном слове, министр по атомной энергетике России Александр Румянцев особо обратил внимание на уникальность проводимой конференции. По его словам, здесь тесно переплетены многие науки физика, химия, экология. Сейчас наблюдается в разных странах различные подходы к решению проблемы переработки и хранения отработанного ядерного топлива. И все они, по мнению министра, правильные.

Так Франция, обеспечивает полный замкнутый цикл производства и переработки ядерного топлива, США, напротив, исповедует открытый принцип. Россия же должна выбрать свои путь, смешанный - как замкнутый, так и частично открытый. Сегодня очевидно, что без международного сотрудничества, без активного диалога со всеми заинтересованными лицами - зарубежными коллегами, обществом, экологами - проблема не может быть решена. И главная цель конференции - иметь возможность специалистам высказать свое мнение и выработать наиболее правильные решения. Выступление

Дж. Р. Дайер, US DOE

Дж. Р. Дайер предоставил взгляд на проблему одного из основных игроков на рыке атомной энергетики - США. Главная задача - строительство геологических хранилищ ОЯТ, которые должны обеспечить безопасность хранения радиоактивных материалов.

"Они должны обеспечить не только национальную безопасность, но и безопасность во всем мире", - заявил он. Американцы главную свою задачу видят в строгом мониторинге радиоактивных материалов, чтобы не допустить попадания их в руки террористических организаций. Господин Дайер высоко оценил сотрудничество с Россией в области переработки ОЯТ: "Россия предоставила очень хорошую программу по строительству подземных хранилищ, не менее важна разработка новой законодательной базы". Приветствие

К. Фукуда, МАГАТЭ, Австрия

Проблема обращения с облученным ядерным топливом требует всестороннего и тщательного рассмотрения. Одним из основных вопросов является проблема хранения и переработки ОЯТ. Общемировое количество ОЯТ непрерывно возрастает, что приводит к необходимости строительства долговременных хранилищ.

В настоящее время 185 тыс. тонн отработанного ядерного топлива нуждаются в переработке и хранении. Ежегодно из реакторов извлекается порядка 11 тыс. тонн. При этом преобладающее значение получила технология сухого хранения, на основе которой работает почти 80% технологических установок.

Не следует забывать проблему хранения и переработки ОЯТ, получаемого при работе исследовательских ядерных реакторов. В свете событий 11 сентября 2001 г. общемировое значение приобретает проблема нераспространения ядерных веществ и попадания их в руки террористических организаций. Выступление

Н.Н. Пономарев-Степной, академик РАН, вице-президент, РНЦ "Курчатовский институт"

В начале следующего года будет 100 лет со дня рождения Курчатова. В настоящее время, после периода стагнации, ядерная энергетика находится на пороге бурного развития. Наблюдающейся подъем атомной энергетики связан с рядом факторов, среди которых наиболее главными являются возрастание КПД и увеличение степени безопасности эксплуатируемых АЭС. Кроме того серьезное влияние оказывают увеличивающиеся нагрузки на природную среду.

В этой сфере не будет однозначных решений: каждая страна ищет свой путь. Однако, я считаю, что изоляция стран недопустима - только координация между всеми членами мирового сообщества приведет к успешному решению. Обращение с отработавшим ядерным топливом как фактор развития атомной энергетики

М.И. Солонин, Первый зам. Министра Российской Федерации по атомной энергии

Проблема обращения с ОЯТ является центральной для определения будущего атомной энергетики в мире. В ней сосредоточены вопросы безопасного энергетического развития при условии нераспространения ядерных материалов, противостояния терроризму и обеспечения здоровой окружающей среды, использования ресурсов топлива, имеющихся в ОЯТ, и экономических бенефиций. Эти вопросы имеют глобальный характер и могут решаться в условиях мировой кооперации с участием стран, имеющих практический опыт в области обращения с ОЯТ.

Во времена СССР создавалась, а в настоящее время в России модернизируется и расширяется, инфраструктура обращения с ОЯТ, включающая все необходимые звенья: безаварийную систему транспортировки ОЯТ, хранилища ОЯТ, перерабатывающий завод РТ-1 на ПО "Маяк", установки обращения с радиоактивными отходами, полученными в результате переработки топлива. Следует отметить, что эта инфраструктура предназначалась не только для обслуживания советских ЯЭУ, но и АЭС, созданных по советским проектам. Россия как правопреемник СССР ответственна за выполнение межправительственных соглашений по поставке и возврату топлива. В этом, в том числе, состоит назначение принятых в 2001 г. законов о ввозе в Россию зарубежного ОЯТ на хранение и переработку. Кроме того, Россия готова расширить свое участие на международном рынке услуг по обращению с ОЯТ при комплексном развитии существующей инфраструктуры.

Существует ряд задач в данной области, которые следует признать интернациональными. Необходимо определяться с выбором базовой концепции обращения с ОЯТ для основного количества накопленного топлива (хранить, перерабатывать или захоранивать), нужно замкнуть ЯТЦ по регенерированному урану, расширить возможности вовлечения в цикл энергетического плутония, а также урана и плутония, избыточных для оборонных целей. Существует отдельная задача использования осколочных нуклидов ОЯТ и РАО. Общемировой является задача глубинной изоляции высокоактивных отходов, которую можно и нужно решать в международной кооперации. Минатом России открыт для любых форм международного сотрудничества в области обращения с ОЯТ. Законодательное обеспечение обращения с облученным ядерным топливом (ОЯТ)

Грачев Владимир Александрович - председатель Комитета Государственной Думы по экологии, доктор технических наук, член-корреспондент РАН

Правовой основой экологической безопасности и охраны окружающей среды в России являются Конституция Российской Федерации и Федеральный закон "Об охране окружающей среды", принятый Государственной Думой в конце 2001 года и подписанный в начале 2002 года Президентом Российской Федерации.

Законом однозначно запрещен ввоз радиоактивных отходов на территорию Российской Федерации с целью их захоронения и обезвреживания, однако разрешен ввоз облученного ядерного топлива на хранение и переработку.

Таким образом, Законом учитываются особенности хозяйственных процессов в этой области с точки зрения их экологической безопасности.

В 2001-2002 гг. Президент Российской Федерации подписал еще три Федеральных закона: "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"; "О специальных программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории"; "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (в части специальной комиссии по ввозу облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства), направленных на расширение участия предприятий российской ядерной отрасли на международном рынке услуг по обращению с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов.

Следует отметить, что это лишь базовая основа для длительной и кропотливой работы на рынке ОЯТ. Правовое поле в этой области в будущем необходимо расширять.

В частности, необходимо принятие новых Федеральных законов ("Об обращении с радиоактивными отходами", "О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда" и других), а также изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты. Деятельность МАГАТЭ в области обращения с ОЯТ

Ф. Соколов, МАГАТЭ, Австрия

МАГАТЭ принимает меры для обеспечения безопасности обращения с ОЯТ. Ассоциация имеет две программы, назначение которых увеличить заинтересованность к переработке и хранению отработанного ядерного топлива. Первая - технологическая, вторая - рекомендательная. Для этой цели при МАГАТЭ создана консультативная группа, отслеживающая обстановку во всем мире и вырабатывающая соответствующие рекомендации странам-участникам ассоциации.

В настоящее время в мире переработано только одна треть всего отработанного ядерного топлива, остальное находится на хранении. Если сохранятся прежние темпы прироста количества ОЯТ, то к 2010 году его станет 192 тысяч тонн (сейчас 150 тысяч тонн). Требуется строительство и улучшение имеющихся хранилищ, проведение исследований в этой области, - подчеркнул Ф.Соколов. Применение опыта USEK и ОАО "Техснабэкспорт" в международном проекте по обращению с ОЯТ

Вильям Х. Тимберс, президент и главный исполнительный директор, USEC Inc.

Интернациональная конференция по обращению с ОЯТ прошла крайне своевременно. Она последовала за Международным саммитом по устойчивому развитию в Йоханнесбурге, Южная Африка. Несмотря на то, что он был посвящен выбору устойчивых источников энергии, судя по отчетам, атомная энергия не была принята во внимание.

Неоценимая роль атомной энергии слишком часто не замечается, в то время как проблема ОЯТ и ядерных отходов получает эмоциональный выход. Атомная энергия обеспечивает 16 процентов электричества в мире, не производя ни загрязнения, ни выбросов газов, влияющих на глобальное потепление. Учитывая рециркуляцию, атомное топливо - это устойчивый источник энергии, который фактически неистощим. Сейчас создается будущее новой экспансии использования атомной энергии. Для определенного уровня, такого как возрождение атомной энергии, потребуются международные решения по вопросам обращения с ОЯТ, операций по обращению с ядерными отходами и продуктами.

Определенного подхода к этим вопросам нет, так как разные страны используют различные топливные циклы, что влечет за собой различные тенденции в подходах к обращению с ОЯТ и отходами.

Согласно МАГАТЭ, около 100000 тон ядерного топлива по всему миру находятся во временных хранилищах, ожидая окончательного размещения.

Учитывая порядка 400 работающих атомных реакторов и десятки строящихся, международная инициатива по обращению с ОЯТ должна доказать свою привлекательность многим нациям и регионам.

Заинтересованность России в исследовании международных услуг по обращению с ОЯТ - отважный и своевременный шаг.

Россия, несомненно, обладает опытом и ресурсами для предоставления подобных услуг. Существует, конечно, масса проблем, которые должны быть обсуждены для претворения этой концепции в жизнь.

Восьмилетний опыт, достигнутый с помощью совместных коммерческих проектов USEC и ОАО "Техснабэкспорт" при выполнении программы "Мегатонны в Мегаватты", значителен и поучителен при рассмотрении международной программы по обращению с ОЯТ. Обращение с ОЯТ как фактор снижения риска международного терроризма

А. Быков, NDF, Швейцария

Есть три главных задачи: прекращение производства плутония и обогащенного урана, уничтожение ядерных материалов оружейного качества, ужесточение контроля за ядерными материалами. Число игроков на рынке атомной промышленности имеет тенденцию к уменьшению, так как мелкие компании объединяются в крупные транснациональные корпорации. Малое количество компании контролировать гораздо легче. Хранение ОЯТ должно быть только в странах со стабильными демократическими режимами, таких как страны НАТО и Россия. Андрей Быков обратил внимание на проблему безопасности ядерных материалов. После терактов 11 сентября в США с новой остротой встал вопрос о недопустимости распространения ядерного оружия и технологий его изготовления. Роль и задачи ОАО "Техснабэкспорт" на международном рынке услуг по обращению с облученными тепловыделяющими сборками (ОТВС) зарубежного производства

В.А. Смирнов, Генеральный директор ОАО "Техснабэкспорт"

ОАО "Техснабэкспорт" обладает уникальным для России опытом международного сотрудничества в области предоставления зарубежным заказчикам услуг по обращению с ОТВС.

С принятием новой нормативно-правовой базы по обращению с зарубежным облученным топливом появляется возможность выхода России на международный рынок с более широким спектром предоставляемых услуг.

В докладе рассмотрен порядок заключения внешнеторговой сделки с учетом положений нового законодательства. Показана роль и значение специально уполномоченной организации.

Отмечено, что выход России на международный рынок по обращению с облученным топливом будет способствовать не только решению внутренних, но и глобальных задач человечества. Вместе с тем, показано, что существует ряд принципиальных проблем в практической реализации этой деятельности. Перспективы энергетических компаний США в отношении русских инноваций в вопросе топливного цикла

Дж . П . Малоун , Вице - президент Nuclear Fuels Exelon Generation

Американские энергетические компании крайне заинтересованы в инновационных идеях, касающихся поставок топлива. К сожалению, инновации более необходимы с политической стороны, что противоречит технической и финансовой точкам зрения.

Наипервейшие причины заинтересованности энергетических компаний в поиске новых путей управления поставками топлива - экономические. В США существует два типа энергетических компаний - регулируемые и нерегулируемые. Стоимость топлива крайне важна для обоих типов, но, все-таки, больше для нерегулируемых. Причина этого кроется в том, что доход регулируемых электрических компаний имеет отношение к своим базовым активам и обычно стоимость топлива переводится непосредственно на клиентов.

С другой стороны, нерегулируемые компании зависят от рынков, как покупателя топлива, так и продавца электричества. Это стимулирует оба типа компаний уменьшить стоимость топлива, но наиболее необходимо для нерегулируемых компаний.

Кроме того, реализацию концепта инновационных поставок топлива затрудняют политические аспекты. Существует большое количество политических вопросов, касающихся ядерного топлива, которые могут влиять и влияют на возможность компаний использовать преимущества инноваций. Политики топливных циклов затрагивают две таких несовместимые области, как нераспространение ядерного оружия и политику торгового протекционизма. Признавая политику, энергетические компании не всегда хорошо интегрируют политическую реальность в сферу своих деловых решений, и также правительство, в целом, не очень компетентно в сфере бизнеса.

С точки зрения перспектив энергетических компаний США, инновационные идеи, такие как объединение начального и конечного товара, связаны с риском. Несмотря на требования соблюдения экономических интересов, ряд препятствий делает более сложным, если не невозможным, использование преимуществ этих инновационных идей.

Уран и услуги по обогащению урана были предметом антидемпинговых претензий, за которыми последовало соглашение по прекращению расследования в отношении поставок урана из России. Соглашение эффективно заблокировало поступление русского урана и услуг по обогащению на рынок США. Планируется его пересмотр в начале 2004 года.

Министерство энергетики США прекратило выполнять свой контракт по изъятию ОЯТ у американских энергетических компаний. Конечная стадия ядерного-топливного цикла даже более разрушительна для американских компаний, чем для других.

Инновационные идеи, предложенные Россией, - это решение комплекса проблем, связанных с окончанием топливного цикла. Проблема энергетических компаний США в том, что они обязаны платить Министерству энергетики даже в том случае, если решат подписать контракт с другим поставщиком. Так же существует проблема получения разрешения на экспорт для вывоза топлива за пределы США.

Несмотря на многочисленные проблемы, с которыми столкнулись энергетические компании США при попытке воспользоваться преимуществом русских инновационных идей, я верю, что в интересах компаний можно продолжать искать пути по преодолению проблем. Проект NPT по созданию в России международного хранилища ОЯТ

Р. Ньюмэн, NPT, США

Я более 30 лет провел в атомной промышленности и мне приятно сыграть небольшую роль в большом вопросе, обсуждаемом на этой конференции, - начал выступление г-н Ньюман, президент Фонда по нераспространению.

Небольшая роль, которую отводит себе г-н Ньюман, может стать очень большим вкладом в развитие российской атомной промышленности России: согласно задачам, поставленным фондом, в общей сложности планируется вложить более 11 миллиардов долларов.

Основные затраты отводятся на строительство хранилища для ОЯТ, налаживание системы радиоактивного мониторинга, проведение ряда экологических программ. В случае осуществления данного проекта, он станет крупнейшим международным проектом в истории атомного комплекса России.

К настоящему времени достигнута договоренность с правительством Российской Федерации о предстоящих работах. По итогам переговоров был подписан контракт, копия которого было продемонстрирована на конференции. Заявление. Программы по ядерной и радиационной безопасности Международного Социально- экологического союза и Центра экологической политики России по проблеме переработки облученного ядерного топлива (ОЯТ)

А.В. Яблоков, академик РАН.

Мы можем доказать, что атомная энергетика опасна, а вот вы не можете доказать обратное. До тех пор пока людям не будут предоставлены убедительные доводы, противоречия сохранятся" - обратился к участникам конференции А.Яблоков, профессор, президент Центра экологической политики России. Главное противоречие - в приводимых обеими сторонами доказательствах.

В связи с проведением Международной конференции "Обращение с облученным ядерным топливом 2002: Новые инициативы России" (Москва, 8-12 сентября 2002 г.) Программа по ядерной и радиационной безопасности Международного социально-экологического союза и Центра экологической политики России, от имени десятков общественных экологических организаций разных стран, участвующих в ее работе, заявляет, что как в настоящее время, так и в обозримом будущем, переработка облученного (отработавшего) ядерного топлива (ОЯТ) нецелесообразна по экологическим, экономическим и политическим причинам.

В ходе переработки ОЯТ по существующим технологиям возникает большое количество радиоактивных отходов (РАО), - в том числе высоко и средне активных, - по объему многократно превышающее объем исходного ОЯТ. В ходе развития атомной энергетики в мире атомщиками СССР, США, Великобритании и Франции было сделано много обещаний "вот-вот" перейти на приемлемо безопасные способы обращения с ОЯТ.

Однако, более чем за 40 лет развития мировой атомной энергетики, эти обещания так и не были реализованы: везде, где осуществляется переработка ОЯТ, она ведет к масштабному радиоактивному загрязнению атмосферы, гидросферы, педосферы (в том числе глобальными и вечными радионуклидами). Опасность этого загрязнения для биосферы явно недооценивается.

Все три центра переработки ОЯТ в России (ПО "Маяк" в Челябинской области, Сибирский химический комбинат в Томской области, и Горно-химический комбинат в Красноярском крае) являются самыми крупными постоянно действующими очагами радиоактивного загрязнения России. Существующая в России практика сброса РАО, полученных в ходе переработки ОЯТ, в открытую гидрографическую сеть (ПО "Маяк") или закачки в геологические горизонты (на ГХК, СХК, во ВНИИАР) неприемлема по экологическим соображениям и открыто нарушает существующее российское водо-охранное и природоохранное законодательство.

  • "...Захоронение и сброс радиоактивных ... веществ (материалов) в водные объекты запрещается."( ст. 104 Водного кодекса РФ, от 18 ноября 1995 г., № 167-ФЗ).
  • "...2. Запрещаются: сброс отходов производства..., в том числе радиоактивных,... в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву..." (ст. 51 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды", от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Любая переработка ОЯТ для получения вторичных делящихся материалов (урана и плутония) экономически нецелесообразна в условиях свободного и дешевого рынка свежего уранового топлива, который будет существовать на протяжении, по крайней мере, ближайших 15-20 лет.

Расширение переработки ОЯТ, в том числе ее упрощение и удешевление, неминуемо ведет к более широкому (и потому все менее контролирующемуся) распространению делящихся материалов. Как показывает опыт создания ядерного оружия в ряде стран, так называемые "гарантии" МАГАТЭ (ст. III Договора о нераспространении ядерного оружия) оказываются малоэффективными и, по существу, контр-эффективными, создавая благоприятные условия для нарушения режима нераспространения.

Переработка ОЯТ несет угрозу мировой экологической безопасности, ведет к распространению ядерного оружия, и увеличения угрозы его применения (как в межгосударственных конфликтах, так и с террористическими целями), а также отвлекает средства и ресурсы в ущерб безопасному развитию энергетического сектора. Программа по ядерной и радиационной безопасности призывает парламенты и правительства всех стран объявить мораторий на переработку ОЯТ и обратить повышенное внимание обеспечению экологически безопасного хранения отработавших тепловыделяющих сборок. Технология и безопасность обращения с облученным ядерным топливом в Российской Федерации

В.М. Короткевич, Е.Г. Кудрявцев, Департамент ядерно-топливного цикла Минатома России

Минатомом России разработаны конкретные первоочередные проекты, направленные на совершенствование и развитие инфраструктуры заключительной фазы ядерного топливного цикла в Российской Федерации. В докладе сделан анализ существующей ситуации в этой области, включая: темпы накопления отработавшего топлива (ОЯТ) и выбранные методы обращения с различными категориями топлива, планы по развитию систем хранения ОЯТ и модернизации радиохимического производства на ПО "Маяк". Наиболее сложная ситуация связана с накоплением ОЯТ реакторов РБМК-1000.

Отмечено, что существующая промышленная база обеспечивает потребности России по хранению и переработке различных категорий ОЯТ российского производства на среднесрочную перспективу. Вместе с тем, показано что несмотря на отсутствие принципиальных проблем, развитие услуг в области хранения и переработки ОЯТ российских и зарубежных АЭС требует последовательного совершенствования технологических процессов и оборудования, выполнение комплекса НИОКР по созданию новых технологий обращения с ОЯТ, продуктами переработки и радиоактивными отходами. Отмечено, что предприятиями Департамента ядерно-топливного цикла обеспечивается требуемый уровень безопасности при обращении с ОЯТ и ЯДМ.

С.С. Митрохин, Госдума РФ, фракция "Яблоко"

Наша партия выступает против ряда ядерных проектов на территории России. Однако, в отличие от позиции "зеленых", мы не против ядерной энергетики в целом. Мы считаем, что российский ядерный комплекс несет большую ответственность перед населением. Дальнейшее развитие возможно только при соблюдении высочайшего уровня ответственности и безопасности. Сейчас эти факторы отсутствуют, на первом месте по-прежнему стоит проблема получения быстрой прибыли.

В условиях, когда большая часть населения против ввоза в страну ОЯТ, вряд ли уместно проектировать какие-либо планы в этой области. Необходимо проведение если не всероссийского, то хотя бы региональных референдумов. Население регионов, которые окажутся затронуты транспортировкой и хранением ОЯТ, должно высказать свое мнение по этому вопросу.

В связи с этим, мы с изрядной долей осторожности относимся к планам г-на Ньюмана по строительству подземного ядерного хранилища в России. Управление международным проектом по обращению с ОЯТ: долгосрочная проблема по многим аспектам

Б. Ленейл, Cogema, Франция

Сегодня во Франции на долю атомной энергетики приходится почти 80%. Первые шаги в области хранения и переработки ОЯТ были сделаны во Франции в середине 1970-х гг. За это время нашей компанией было переработано порядка 17 тыс. тонн ядерных отходов. В основе успешной деятельности лежит ряд приоритетных факторов.

  • Во-первых, для увеличения безопасности процесса идет непрерывное внедрение новых технологий. Так, в настоящее время мы используем новый вид контейнеров, предназначенных для транспортировки и хранения жидких и твердых металлических отходов.
  • Во-вторых, осуществляется непрерывный поэтапный контроль над технологическим процессом. При этом уровень требований по технике безопасности все время возрастает. Нет необходимости говорить, что процедура контроля прозрачна для заказчика, и осуществляется в тесном взаимодействии с ним.
  • В-третьих, мы ведем активный диалог с органами государственной власти и общественными организациями. Это позволяет избежать целого ряда недоразумений, которые недопустимы в нашей работе.
Обращение с ОЯТ в Германии. Вчера - сегодня - завтра

Х. Брескамп, E.ON Kernkraft, Германия

В Германии запрещена и перевозка переработка ОЯТ. В связи с приходом к власти зелено-красной коалиции были введены существенные ограничения на работу с радиоактивными материалами, хотя на заре развития атомной энергетики в стране предполагалось построение инфраструктуры для замкнутого топливного цикла. Сейчас переработкой топлива для немецких АЭС занимаются Франция и Великобритания, а в самой Германии многие исследования по этому вопросу были прекращены. Большие надежды возлагают атомщики на предстоящие выборы, в надежде на смягчение государственной политики в отношении ядерной энергетике. Но в любом случае, еще по крайней мере 20 лет АЭС будут продолжать оставаться одними из ведущих поставщиков энергии. Российские инициативы - влияние на мировой рынок ядерного топлива

Д. Колье, NAC, США

Россия обладает развитой инфраструктурой в области атомной энергетики, что делает возможным полномасштабный выход на мировые рынки ядерного топлива. Данное обстоятельство вызывает опасение у других стран, так как появление российского ядерного топлива может привести к существенному падению цен.

В настоящее время российская атомная промышленность сосредоточена на следующих основных направлениях: производство топлива из урана и оружейного плутония, ввоз западного ОЯТ. Объемы экспортных поставок ядерного топлива со стороны России ограничены соглашениями и могут быть пересмотрены.

Что касается ввоза ОЯТ, то необходимо четкое регламентирование целого ряда вопросов.

  • Во-первых, должно быть подписано соглашение об услугах, оказываемых Россией.
  • Во-вторых, страна-получатель должна иметь четкое представление относительно объектов-поставщиков ОЯТ.
  • В-третьих, страны-поставщики должны придерживаться договора о нераспространении ядерных материалов.
Особенности ядерного топливного цикла вследствие переработки ОЯТ

В-Д. Першманн, GKN, Германия

Одним из перспективных способов получения ядерного топлива для АЭС является производство низкообогащенного урана из высокообогащенного оружейного. Данный процесс был разработан при тесном сотрудничестве немецких, французских и российских ученых. Использование облученного ядерного топлива выгодно с экономической точки зрения. Дальнейшие исследования данной проблемы помогут в будущем снизить цены на энергию, что в условиях возрастающей конкуренции на рынке позволит представить наиболее выгодный для потребителя продукт.   10 сентября Приветствие

Э. Мониц, Массачусетский технологический университет. США

В ходе развития атомной энергетики мировое сообщество выработало большое количество ОЯТ. Cуществующее количество ОЯТ вынуждает к созданию международных хранилищ. Развитие ситуации предполагает строительство по крайней мере 15 хранилищ, аналогичных хранилищу "Юкка Моунтин".

Развитие атомной энергетики в 21 веке можно разделить на три этапа:

  • 1. В течение ближайших 15 лет не произойдет серьезных изменений в динамике темпов роста.
  • 2. В период с 2015 г. до 2050 г. доля атомной энергетики в производстве электроэнергии возрастет в 4-5 раз. В ходе второго этапа не произойдет серьезных изменений в инфраструктуре и технологиях.
  • 3. Вторая половина 21 века будет характеризоваться бурным развитием ядерной энергетики, основанной на применении новой техники и технологий.

Таким образом, перспективы развития атомной энергетики вынуждают к активным действиям уже сегодня. В свете этого строительство международного хранилища для ОЯТ в России соответствует стратегии мирового сообщества в этой области. Приветствие

И.В. Финогенов, НОМОС-БАНК, Россия

Проблема переработки ОЯТ касается не только заинтересованных ведомств, но и банковского сообщества. Экономическая составляющая данного вопроса имеет не меньшее значение, чем технологическая. Особенно учитывая то, что наша страна только недавно отошла от плановой экономики. Без должной организации финансовых потоков и взвешенного обеспечения сложно обеспечить стабильную и долгосрочную систему энергоснабжения.

В.В. Куценко, Начальник Управления экологической безопасности, академик РАПЭ

АЭС на сегодняшний день наиболее экологически чистый способ получения энергии, при условии, что обеспечивается 100%-ная безопасность. Этот вид энергии наиболее перспективен в будущем. Сейчас объективно имеется два основных препятствия в отношении развития этого процесса. Первая: в России пока еще много объективных проблем с переработкой отработавшего топлива. Необходимо увеличивать мощности, улучшать системы, обеспечивающие экологическую безопасность. Второй причиной является противодействие со стороны общества. Нужно использовать опыт западных стран и демонстрировать населению регионов, куда будет перевозиться ОЯТ, то, что технологии исключительно современные и безопасные. Этому, кстати, способствует проведение конференций. Факторы, влияющие на выбор пути обращения с ОЯТ

Стив Бакстер, Майк Данн и Дж. Хаттер, Обращение с ОЯТ и Технологическая группа, BNFL

Разнообразные стратегии были приняты ядерной индустрией для работы с ОЯТ. В основном выделяются два варианта обращения с ОЯТ, существующие в настоящее время - цикл однократной циркуляции, требующий прямого захоронения ОЯТ и замкнутый цикл с переработкой ОЯТ и утилизацией полученных продуктов. Есть еще и дополнительный вариант - это перенесение на более поздние сроки принятия решения по вопросу, какой из вышеуказанных способов выбрать, так называемая стратегия "подожди и посмотри".

Некоторые операторы АЭС скованы национальной политикой, однако, большинство может выбирать пути обращения со своим ОЯТ. Этот документ обсудит некоторые факторы, которые влияют на принятие решений энергетическими компаниями в выборе стратегии обращения с ОЯТ и текущие предложения, влияющие на эти решения. Эти факторы включают экономические, экологические проблемы, а так же проблемы обращения с ОЯТ, доступности мощностей, проблемы политического характера, безопасности и нераспространения ядерного оружия.

Важность различных факторов для отдельных компаний меняются по мере того, как усиливается рыночное и политическое давление на компании. Поставщики в различных циклах ядерного топлива должны быть осведомлены об этом, чтобы учитывать их при изменении требований компаний. Опыт BNFL как разработчика решений по обращению с ОЯТ в Британии и для клиентов заграницей будет обсуждаться с приведением специфических примеров, показывающих, как BNFL адаптировалась для реагирования на изменение требований компаний. Проблемы реновации инфраструктуры, необходимой для реализации проектов ввоза в Россию зарубежного ОЯТ

В.Б. Иванов, НИИАР, Россия

Первое, что нужно сделать России, это определиться со сценарием обращения с ОЯТ, и уже сейчас начать разрабатывать технологии соответственно сценарию. Возможны три варианта:

  • 1. Ввоз ОЯТ на время и возврат продукта переработки обратно (такие услуги уже предоставляют другие страны);
  • 2. Ввоз на временное хранение;
  • 3. Ввоз ОЯТ на неопределенное время и использование его для своих целей.

Надо определится, кто будет собственником ввезенных радиоактивных материалов. Это должна быть одна организация, которая прежде всего заинтересована в коммерческой прибыли проекта. Только тогда решение о выборе сценария будет правильным, когда производитель скажет "Да, нам, это выгодно". Построение инфраструктуры для переработки отработанного топлива потребует огромных финансовых вложений, и нужно просчитать, чтобы все затраты окупились. На сегодняшний день процесс переработки невыгоден, и такая ситуация будет сохраняться ближайшие лет 40-50, пока не появится новое поколение реакторов. Подход к долгосрочному коммерческому предприятию: создание условий устойчивости

Л. Корбье, Cogema, Франция

В настоящее время представляет большой интерес тема критериев, применяемых при инвестировании в проекты атомной энергетики. Особенностью подобных инвестиционных проектов является долгосрочность вложений и необходимость постоянного контроля над их выполнением. В ходе длительной работы компании "Кожема" был выработан ряд основных критериев, представляющих наибольший интерес для инвесторов. Среди них можно выделить следующие:

  • Технические;
  • Коммерческие;
  • Условия работы контролирующих органов;
  • Режим лицензирования;
  • Международное признание проекта и сотрудничество в этой области;
  • Административно-юридические рамки выполнения проекта;
  • Финансовые условия;
  • Приемлемость проекта населением.

Опыт работы нашей компании показывает, что проект может быть успешно реализован в том случае, если он был спланирован. Предложение по решению проблемы препятствия ядерного сотрудничества между Россией и США

Т . Кохран , Natural Resources Defense Council, США

У России есть выбор - либо выйти на рынок коммерческой переработки ОЯТ вместе США, либо в одиночку и потерять его. Но у Америки есть определенный ряд требований к России, которые она должна выполнить, прежде чем начнутся перевозки американского топлива. Нужно достигнуть политического соглашения между администрациями двух стран. Россия должна предоставить гарантии, что будет построено геологическое хранилище, соответствующее международным требованиям. Нам необходимо быть уверенными в обеспечении безопасности перевозок, быть уверенными в фондах, способных обеспечить хранение до конца срока. Россия не должна строить новые заводы по переработке ОЯТ, и строго определенную часть доходов отчислять на защиту окружающей среды и социальное обеспечение.

Сегодня очень сложно убедить конгресс США в том, что российская сторона в состоянии удовлетворить все эти требования. В том числе настораживает и сотрудничество с Ираном в области атомной энергетики. Но, тем не менее, несмотря на все разногласия наших стран, Россия остается потенциально очень перспективным партнером. Возвращение в РФ ОЯТ исследовательских реакторов

И. Большинский, US DOE

В современном мире все большую озабоченность вызывает проблема возврата ОЯТ с исследовательских ядерных реакторов. Представители атомной энергетики США ведут активную работу над решением данной проблемы. С момента запуска американской программы по приемке ОЯТ в 1996 году было получено порядка 700 кг высокообогащенного урана с исследовательских реакторов из 27 стран мира.

Начиная с декабря 1999 года США участвует в работе над совместным проектом по возврату ОЯТ советского и российского происхождения в Россию. В настоящее время 20 ректоров в 17 странах мира используют подобного рода топливо. Для участия в данной программе к странам-участникам предъявляется ряд требований:

  • ОЯТ должны быть вывезено только с опытно-исследовательских реакторов.
  • ОЯТ должно иметь советское или российское происхождение.
  • Необходимо согласие на последующую конверсию реакторов для работы на низкообогащенном топливе.

12 мая 2002 г. было подписано соглашение о первой поставке ОЯТ из научно-исследовательского реактора в Ташкенте (Узбекистан). Согласно договоренностям американская сторона обеспечивает физическую безопасность реактора и поставляемого ОЯТ. Сейчас планируются дальнейшие поставки топлива в Россию из других стран при содействии американской стороны. Проблема обращения с ОЯТ - пример международного научно-технического сотрудничества или пример жесткой конкурентной борьбы на рынке высоко-технологичной продукции и услуг

В.И. Бабкин, Государственная Дума России

Ввоз ОЯТ в Россию для последующего хранения и переработки представляет собой яркий пример участия нашей страны в международной научно-технической кооперации. При этом крайне важным является тот факт, что данный проект осуществляется в сфере высоких технологий. Между тем при реализации этого проекта возникает существенное препятствие в лице экологов и представителей ряда общественных движений. Основные аргументы заключаются в причинении ущерба окружающей среде, радиоактивном загрязнении природы в ходе аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.

Возникает вопрос: почему при этом не вспоминают об авариях на газо- и нефтепроводах, выбросах со стороны транспорта, металлургического комплекса и ТЭС? Почему корабли тонут, а самолеты падают, но человечество не собирается отказываться от их использования?

Почему говоря об опасности замкнутого топливного цикла на АЭС, никто даже не говорит о необходимости существования подобного цикла в нефтехимической отрасли? Что предлагают экологи помимо критики атомной энергетики?

Чаще всего говориться об использовании либо существующих энергоресурсов (нефть, газ, уголь), либо альтернативных (энергия солнца, ветра, геотермальных источников). Между тем по прогнозам ученых запасов первых хватит на 40-50 лет, а вторые - просто не в состоянии обеспечить энергетические нужды России. Поэтому, подводя итоги, хочется отметить, что реальной альтернативы использованию атомной энергетики в 21 веке, и термоядерной в 22 веке, не существует.

И последнее: участие России в проекте по хранению и переработке ОЯТ, это возможность принять полноценное участие на рынке высоких технологий. Область ядерной энергетики, одна из немногих, в которых наша страна сохранила свою конкурентоспособность. Противники атомной энергетики либо не понимают этого, либо выступают на стороне наших конкурентов не желающих пускать Россию в данную область науки и техники. Возможный сценарий взаимодействия неправительственных организаций США и Российской Федерации в процессе реализации проектов по ввозу зарубежного ОЯТ в Россию

В.П. Кеонджан., профессор, председатель Совета "Ассоциации за кардинальное решение проблем нераспространения ядерного оружия и экологическое оздоровление"

Важность решения проблем эффективного обращения с облученным ядерным топливом (ОЯТ) признана специалистами и политическими кругами стран, развивающих или использующих атомную энергетику. Однако, в международном плане существует целый ряд ограничений, которые не позволяют организовать приемлемый для всех участников рынок услуг по обращению с ОЯТ. Одним из основных препятствий взаимодействию по этому вопросу организаций, уполномоченных Правительством РФ, с партнерами в странах, обладающих наибольшими объемами ОЯТ, является запрет законодательства США на перемещение делящихся материалов, произведенных в США или использованных в реакторах, построенных с помощью американских фирм, в страны, не имеющие с США договора о мирном использовании атомной энергии.

Возможный путь разрешения проблем - взаимодействие неправительственных организаций РФ и США. Неправительственные организации Non Proliferation Trust (США) и Ассоциация за кардинальное решение проблем нераспространения ядерного оружия и экологическое оздоровление (РФ), принимая во внимание важность решения проблем обращения с ОЯТ, подписали договор, определяющий основные принципы сотрудничества, и осуществляют согласованный проект по ввозу ОЯТ в Россию.

В докладе обсуждались возможные сценарии взаимодействия указанных неправительственных организаций с организациями, уполномоченными

Правительством РФ, содержалась информация об основных положениях проекта по ввозу ОЯТ в Россию. Обзор программы обращения с ОЯТ Германии.

Р. Ве, GNS, Германия

Доля атомной энергетики составляет около 30% от вырабатываемой электроэнергии. В настоящее время в Германии эксплуатируется 19 атомных реакторов, размещенных на 14 площадках. В результате пересмотра Закона об электроэнергетике, атомная промышленность поставлена в затруднительное положение. Согласно данному закону должна быть прекращена переработка и хранение ОЯТ на немецких АЭС.

После внесения поправок в законодательство было рассмотрено два варианта дальнейшего развития атомной энергетики. Первый, предусматривал частичную переработку ОЯТ в других странах, второй - захоронение.

В настоящее время часть топлива отправляется для переработки во Францию (компания "Кожема"), оставшееся в Великобританию ("BNFL"). Далее переработанное топливо возвращается в Германию, где производится его дальнейшее хранение и захоронение. Обзор национальной программы Республики Болгария по обращению с ОЯТ

Ц. Делчева, Министерство энергетики и энергетических ресурсов, Болгария

В Болгарии в настоящее время действует только одна АЭС из 6 энергоблоков, причем 2 из них, в соответствии с соглашением с ЕС, будут приостановлены до конца этого года. Энергетика страны сильно зависела от СССР, и по договоренностям они должны были поставлять свежее ядерное топливо и забирать отработавшее. Весь процесс получения ядерного топлива происходил за пределами нашего государства. После 1990 года ситуация поменялась и Россия стала забирать ОЯТ только на коммерческой основе.

Согласно национальной политике обращения отработанного ядерного топлива, в стране будут строиться новые хранилища как мокрого, так и сухого типа, а так же расширяться уже имеющиеся. Геологические и географические особенности страны не позволяют прямое захоронение радиоактивных материалов. Россия остается основным партнером Болгарии в области обращения с ОЯТ и до 2005 года большая часть будет возвращена. Выступление

Дж. Р. Дайер, US DOE

Дж. Р. Дайер предоставил взгляд на проблему одного из основных игроков на рыке атомной энергетики - США. Главная задача - строительство геологических хранилищ ОЯТ, которые должны обеспечить безопасность хранения радиоактивных материалов.

"Они должны обеспечить не только национальную безопасность, но и безопасность во всем мире", - заявил он. Американцы главную свою задачу видят в строгом мониторинге радиоактивных материалов, чтобы не допустить попадания их в руки террористических организаций. Господин Дайер высоко оценил сотрудничество с Россией в области переработки ОЯТ: "Россия предоставила очень хорошую программу по строительству подземных хранилищ, не менее важна разработка новой законодательной базы". Облученное ядерное топливо. Перспектива энергетических компаний в США.

Представляет: Дэвид С. Джоунз, Менеджер программы ОЯТ компании Duke Energy Corporation

Национальная политика США по облученному ядерному топливу базируется на однократном топливном цикле с прямым захоронением в природном (геологическом) хранилище. В 1982 году Политическое постановление об ядерных отходах было возведено в ранг закона. Это постановление возложило на Департамент энергетики США ответственность за окончательное размещение облученного топлива и высокоуровневых отходов, производимых как гражданскими, так и оборонными предприятиями США. В качестве платы за такие услуги по захоронению постановление требует от коммерческих ядерных электростанций оплату пошлины, которая базируется на объеме произведенной электроэнергии. Взамен от Министерства энергетики было потребовано, чтобы оно начало приемку облученного ядерного топлива и высокоуровневых отходов в 1998 году.

Кроме того, этим постановлением были определены три вероятных объекта для местонахождения хранилища, определенные Департаментом энергетики: Юкка Маунтин (Невада), Диф Смит (Техас) и Ричлэнд (Вашингтон). В 1987 году Конгресс США внес изменение в Политическое постановление о ядерных отходах, которое требовало от Департамента энергетики сконцентрироваться только на объекте Юкка Маунтин в штате Невада.

Оглядываясь только лишь на несколько лет назад, обращение с облученным ядерным топливом было скорее вторичным делом при продолжающейся деятельности с точки зрения того, каким образом энергетические компании США подходят к своему планированию, персональной политике и операциям. Однако в связи с невыполнением обязательств Департамента энергетики США согласно законодательству и договору по началу перемещения облученного топлива с объектов энергетических компаний и в связи постоянно растущим числом хранилищ на площадках АЭС, и рост потребностей по хранению на местах обращение с облученным топливом стало в настоящее время более первостепенным делом для энергетических компаний США при обеспечении продолжающейся деятельности хранилищ. Данное подчеркивается тем фактом, что большинство энергетических компаний и отдельных АЭС создали подходящие условия для обращения с облученным топливом или проекты по его хранению.

Рассматриваются перспективы американских компаний по обращению с ОЯТ, обусловленные неопределенностью, которая связана с программой хранения ОЯТ Департамента энергетики США. Он предоставит историческое обобщение по обращению с ОЯТ и развитию работ в данном направлении корпорации Duke Energy, имеющей 7 АЭС с реакторами под давлением. Он также будет содержать общее представление о последствиях длительного приостановления программы Департамента энергетики по захоронению, как в национальном, так и а частном масштабах. Статус обращения с ОЯТ в Испании

Х. Гаго, Enresa, Испания

В Испании работа по обращению с ОЯТ находится в самой начальной стадии. В стране действуют 9 АЭС на 7 площадках, обеспечивающие примерно 30% потребностей страны в электроэнергии. Существующие станции проработают еще 40 лет и строительство новых не планируется. Исповедуется принцип открытого цикла - переработкой занимается Франция. К 2010 году мы собираемся создать централизованное хранилище ОЯТ. Кроме ОЯТ там будут на временном хранении высокоактивные ядерные отходы, которые к этому времени нам начнут возвращать из Франции. Могильника для окончательного захоронения радиоактивных отходов пока не создано. Мы рассматриваем перспективы его строительства на одной из трех площадок. Скорее всего, он будет расположен в Каталонии. С геологической точки зрения это место выглядит наиболее привлекательным. Мы не спешим со строительством, ведь к данному вопросу надо подходить очень ответственно, взвесить все за и против. Обзор программы обращения с ОЯТ Швейцарии

Ч. МакКомби, Arius, Швейцария

В настоящее время в Швейцарии доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, составляет порядка 40%. Атомный комплекс страны включает 5 энергоблоков, размещенных на 4 площадках. По экономическим соображениям около 70% ОЯТ не предназначено для переработки. В результате этого основные противоречия возникают относительно стратегии последующего хранения ОЯТ.

В отличие от Германии и США, в Швейцарии ответственность за ОЯТ несут непосредственно энергопроизводители, объединенные в ассоциацию "АГРА". Таким образом, у каждого энергопроизводителя существует свое площадочное хранилище.

Помимо них существует централизованное хранилище, предназначенное для хранения отходов, полученных в результате научных исследований и медицинского использования атомных компонентов.

В настоящее время обсуждается вопрос о создании геологического хранилища для ОЯТ. Данный вопрос будет вынесен на референдум в следующем году. Помимо этого в 2003 году будет проводиться национальный референдум относительно будущего развития атомной энергетики в Швейцарии. Планируется рассмотреть следующие вопросы:

  • Отказ от атомной электроэнергетики в целом.
  • Введение моратория на строительство АЭС сроком в 10 лет.
Хранилища неизвестных материалов

М. Пешич

В Югославии нет атомных электростанций, но в исследовательском институте в Винче с 1959 года остается исследовательский реактор РА советского производства. Огромное количество проблем в стране связано с хранением и переработкой продуктов его работы.

В 1984 году реактор остановили с целью модернизации, но с тех пор он не разу не запускался. Условия для хранения ОЯТ и радиоактивных отходов крайне плохие, и самая важная задача обеспечение радиационной безопасности хранящихся материалов. Когда было принято решение об очистке имеющихся мокрых хранилищ, обнаружили множество поврежденных контейнеров с топливными элементами. Один из элементов был найден на дне бассейна. К тому времени на стенках бассейна отложился ил, который, по сути, представляет низкоактивные атомные отходы. Есть два сухих хранилища: старое и новое.

Старое заполнено полностью и даже неизвестно, что там находится. В новом еще есть место, но большая часть его содержимого тоже неизвестна. То, что реактор и хранилища были фактически заброшены, создало огромную проблему. На сегодняшний день государство не в состоянии ее решить из-за финансовых и организационных проблем. В ближайшей перспективе планируется построить новое временное хранилище, в более отдаленных планах - вернуть ОЯТ стране-производителю - России. Задача по утилизации и переработке отходов не по силам такому маленькому государству, так как нет нужных технологий. Югославия готова принять помощь России, США и МАГАТЭ. Бытовые травмы опаснее атомной энергетики

Р.В. Арутюнян, ИБРАЭ, Россия

В нашем распоряжении имеются данные от начала становления атомного комплекса СССР в 1950-х годах и до настоящего времени. Эта информация носит всесторонний характер: есть данные медицинских исследований, технические показатели, цифры радиологического мониторинга. На ее основе мы сделали ряд выводов относительно экологической безопасности и воздействия радиации на человека.

За все время существования атомной промышленности СССР и России было зарегистрировано 176 инцидентов, в ходе которых пострадало порядка 500 человек, в том числе зафиксирован 71 случай с летальным исходом. Таким образом, уровень смертности в атомной промышленности намного меньше по сравнению с другими отраслями промышленности. Даже от несчастных случаев и бытовых травм в течение одного года людей погибает значительно больше, чем за 50 лет существования атомной энергетики.

Если рассматривать среднюю дозу облучения персонала, то она находится на уровне природного фона. Среди 400 тыс. работников Минатома лишь 2 тыс. человек получают дозу больше естественной. В основном это люди, относящиеся к ремонтному персоналу.

Природный фон варьирует в зависимости от географического положения территории. Например, природный фон Финляндии выше, чем уровень радиоактивности на некоторых АЭС. Но мы же не говорим об экологической катастрофе в этой стране!

Интересные данные получены в результате исследований по последствиям аварии на Чернобыльской АЭС. В течение первого месяца после аварии было зафиксировано 28 смертельных исходов. В последующее время уровень заболеваний возникших вследствие аварии в пострадавших регионах не превышал уровень данных заболеваний в среднем по России. Здесь следует принимать во внимание тот факт, что все онкологические заболевания, возникающие у людей, живущих на загрязненных территориях, "автоматически" приписывались к последствиям катастрофы. Таким образом, с медицинской точки зрения, Чернобыльский инцидент не может именоваться даже аварией на АЭС. Другое дело, что психологическое влияние на общество огромно. Этот случай приостановил развитие атомной энергетики в нашей стране на целое десятилетие.

Полученные нами данные относительно хранения и транспортировки ОЯТ также говорят о безопасности данного вида деятельности. То же самое касается открытого и закрытого топливного цикла: расчеты показывают одинаковую степень экологической опасности.

Подводя итог, хочется сказать, что атомная промышленность потенциально опасна, но фактически - риск ничтожно мал. 11 сентября Памяти жертв террористических актов 11 сентября 2001 в США

В.А. Смирнов, Техснабэкспорт, Россия

Прошел ровно год с того момента как камикадзе, захватившие пассажирские авиалайнеры и таранившие здания в Нью-Йорке и Пентагоне, положили начало кровавой эре "супертерроризма".

Нападение 11 сентября не только привело к гибели тысяч граждан из более чем 80 стран мира, но также показало изощренность и масштаб замыслов современных террористических организаций, их настойчивое стремление к обладанию компонентами оружия массового поражения, в том числе ядерного.

Трагические события настоятельно диктуют необходимость объединения усилий всего мирового сообщества в целях недопущения несанкционированного распространения оружия массового поражения.

Участники конференции почтили память невинных жертв трагедии 11 сентября 2001 года минутой молчания. Технические требования к будущим сухим хранилищам и транспортировочной системе

С. К. Андерсон, CKA associates

Проект современных контейнеров для хранения и транспортировки ограничивался на функции относительно низкой выгораемости топлива, которое было выгружено из реактора достаточно длительное время назад. Это "старое" топливо не представляет особых технических проблем по сравнению с более поздним, которое имеет иные технические особенности, уровни обогащения и выгорания, которые превышают лимиты всех до настоящего времени опробованных контейнерных систем.

В 2003 году около 75% всего ОЯТ, извлеченного из энергетических реакторов, будет иметь степень выгорания и обогащения, превышающую лимиты конструкций используемых контейнеров, также как и технические особенности, которые не принимаются в расчет лицензированных в настоящее время системах. Вскоре это новое топливо приведет к устареванию конструкций и/или к сокращению емкости хранилищ по причине более строгих технических требований.

Некоторые важные технические и финансовые проблемы обсуждаются в этом документе, включая:

  • Размеры контейнеров и полезная нагрузка
  • Контроль реактивности (запас по выгораемости)
  • Теплоотвод и время остывания топлива
  • Требования по экранированию
  • Проблемы транспортировки и требования к ней

Результаты исследований показывают, что, возможно, будет достаточная техническая и стабилизирующая разница для использования контейнеров современного поколения до уровня выгорания около 55 MWD/KgU. Но термальные и радиационные требования начнут влиять на конструкцию и на себестоимость единицы продукции для следующих режимов выгорания топлива. Эта потребность начнет возникать в 2005-06 гг. Однако технические и рыночные исследования нужны уже сейчас. Разработка неводных технологий регенерации ОЯТ в России: состояние, проблемы, перспективы

Л. Суханов, ВНИИНМ, Россия

В настоящее время интерес к неводным технологиям переработки ОЯТ заметно повысился. Раньше они использовались для выделения плутония в основном в оборонных целях. Преимущества, которые дают неводные технологии обращения с ОЯТ.

  • Сильное уменьшение образования радиоактивных отходов, благодаря тому, что не образуются жидкие отходы.
  • Неразделение урана и плутония позволяет избежать распространения радиоактивных материалов оружейного качества.
  • Снижение опасности радиоактивных отходов.
  • Компактность оборудования.

В будущем эти технологии могут понадобиться, когда будут более распространены реакторы на быстрых нейтронах. Одна из разновидностей - пироэлекторхимическая технология, уже используется на экспериментальном реакторе БРЕСТ-ОД-300. И, в зависимости от результатов текущих исследований, будет принято решение о дальнейшем развитии этих технологий. Различные возможные концепции промежуточного хранения ОЯТ

П. Шоллет, Cogema Logistics, Франция

Компания Cogema Logistics развивает технологию сухого хранения ОЯТ, как наиболее удобный и дешевый способ обращения с отработанным топливом. Компания уже разработала и поставляет потребителям по всему миру различные типы систем.

  • Металлические контейнеры 24-ой серии TN-24.
  • Контейнеры системы NUHOMS.
  • Системы шахтового хранения.

Эти технологии постоянно совершенствуются и развиваются, в соответствии с требованиями заказчиков и надзорных органов. Контейнеры NUHOMS изначально использовались только для хранения ОЯТ, сейчас их можно применять и для транспортировки. Для сейсмоопасных регионов используются особые технологии.

Дальнейшее развитие компании и ее технологий вполне возможно с участием России, и подобное сотрудничество открывает большие перспективы. Успешное сухое хранение ядерного топлива реакторов РБМК, ВВЭР и других российских реакторов

С. Бразас, GNB, Германия

Фирма "GNB" производит два принципиально разных типов контейнеров для хранения и транспортировке ОЯТ с российских АЭС.

Первый тип - контейнер "Castor", изготовляемый из ковкого чугуна. Изготавливается три разновидности данного типа контейнеров:

  • Castor для хранения ОТВС реакторов ВВЭР 440, являющийся наиболее массовым в применении на российских АЭС.
  • Castor для хранения ОТВС реакторов ВВЭР 1000, в настоящее время подготавливаемый к лицензированию.
  • Castor для хранения ОТВС реакторов РБМК.
  • Castor MTR 2 - предназначен для ОЯТ с исследовательских АЭС.

Второй тип контейнера - Constor для хранения ОТВС реакторов РБМК - является совместной разработкой российских и немецких ученых. Выделяют следующие виды:

  • Constor для хранения ОТВС реакторов РБМК 1500.
  • Constor для хранения ОТВС реакторов ВВЭР 440.

Помимо контейнеров типа Castor и Constor фирма GNB производит контейнер GNS 16, предназначенный, как и Castor MTR 2 для ОЯТ опытно-исследовательских станций. Все виды контейнеров соответствуют требованиям МАГАТЭ и российским стандартам. Важной особенностью является тот факт, что производство всех видов контейнеров может быть налажено на российских машиностроительных заводах. Битва за Юкка-Маунтин

Д. Бли, NAC, США

Двадцать лет потребовалось в США, чтобы добиться разрешение на строительство централизованного хранилища ОЯТ в Юкка-Маунтин. Потребовались огромные усилия и финансовые затраты, чтобы убедить общественность и конгресс в необходимости данного проекта для страны. Из этой борьбы мы вынесли много уроков.

  • Урок первый: время - деньги. Работа с общественностью должна быть не единоразовой акцией, а постоянной работой.
  • Урок второй: необходимо иметь терпение. Атомная энергетика сама по себе долговременное вложение финансов, и без продолжительной работы невозможно добиться успеха.
  • Урок третий: правота дает право делать свое дело. Факты на нашей стороне и самое главное - верно и своевременно донести их до общественности.
  • Урок четвертый: будь близок к своим друзьям, но будь еще ближе к своим врагам. Нельзя прятать голову в песок, нельзя заниматься лишь голым отрицанием, а надо стоять на своей позиции и пытаться донести ее людям.
  • Урок пятый: нужно представлять весь проект до самого его завершения. Необходимо уметь объяснить, что будет в будущем, благодаря реализации проекта, какие выгоды можно получить.
  • Урок шестой: нераспространение ядерных материалов и охрана окружающей среды. Этот вопрос наиболее эмоциональный, и нужно делать все, чтобы предотвратить любую угрозу, а потом объяснить общественности, что сделано на этом пути.
  • Урок седьмой: думай локально - действуй глобально. Прежде всего, надо работать с населением, которые живут рядом с хранилищем, с путями, по которым будет провозиться ОЯТ.
  • Урок восьмой: вместе мы выстоим, разделившись - мы падем. Инцидент в Нью-Дели в Индии должен иметь не меньшее значение, чем инцидент в калифорнийском Дели. Современные СМИ делают мир очень тесным и то, что происходит на другом конце планеты, влияет и на нас.

У России больше времени на реализацию своих программ, и, думаю, будет полезно учесть опыт, который приобрели мы в процессе битвы за Юкка-Маунтин. Мы выиграли всего одно сражение, но война еще не закончена. Переработка ОЯТ и формирование позитивного общественного мнения (анализ работы службы по связям с общественностью ПО "Маяк" за период 1989-2001 ГГ.)

Е.Г. Рыжков, руководитель группы по связям с общественностью Е.В. Говырина, инженер по радиоэкологии и связям с общественностью ФГУП "ПО "Маяк" г. Озерск Челябинской области

Производственное объединение "Маяк" входит в состав Министерства по атомной энергии Российской Федерации и является уникальным ядерно-оружейным комплексом, созданным на Урале в первые послевоенные годы. Предприятие было создано в конце сороковых годов для получения оружейного плутония и переработки делящихся материалов с целью создания паритета в области ядерного оружия.

Днем рождения комбината можно считать 19 июня 1948 года, когда был пущен первый атомный реактор N наработчик плутония. В настоящее время на предприятии кроме оборонных производств работает единственный в нашей стране завод по переработке облученного ядерного топлива (ОЯТ) АЭС с реакторами ВВЭР-440, БН, атомного гражданского и военно-морского флотов, а также исследовательских реакторов.

На предприятии действует единственный в России завод по серийному производству радиоактивных изотопов и источников ионизирующих излучений на их основе. Новое перспективное направление деятельности N преобразование оружейных материалов в топливные композиции для энергетических реакторов.

Ведущее подразделение "Маяка" сегодня N завод по переработке облученного ядерного топлива. Завод РТ-1 N единственный завод в России и один из трех существующих в мире, который перерабатывает топливо некоторых атомных электростанций, атомного подводного и надводного флотов, выделяя ценные компоненты и надежно обезвреживая путем остекловывания радиоактивные отходы. Это высокотехнологичная и высокооплачиваемая услуга, которую традиционно с 1977 года оказывает ПО "Маяк". С момента пуска завод (его мощность 400 тонн/год) переработал 3500 тонн ОЯТ, в том числе топливо АЭС Венгрии, Финляндии, Германии, Болгарии, Чехии, Словакии и Украины. Сложнейший технологический процесс переработки ОЯТ успешно осуществляется на "Маяке" в течение уже 30 лет.

Поэтому мы не оставляем надежд на возврат России в определенный сектор международного рынка не только в области поставок свежего ядерного топлива, но и в части возврата на хранение и переработку ОЯТ. Расширение участия России в международном рынке услуг по обращению с ОЯТ будет содействовать получению необходимых финансовых ресурсов для дальнейшего развития научно-исследовательских работ в этой области, развитию необходимой инфраструктуры, технологий и повышению стандартов радиационной безопасности. Основная задача: борьба с антиядерной пропагандой

П. Флеминг, BNFL, Великобритания

В настоящее время компания BNFL располагает 5 океаническими кораблями для транспортировки ОЯТ из Японии в Великобританию и 2 судами для европейских вод. Деятельность компании по транспортировке и переработке ОЯТ вызывает активное противодействие со стороны экологов и ряда общественных организаций.

Пропагандистская политика BNFL ставит в качестве основной следующую задачу: борьба с антиядерной пропагандой путем взаимодействия со СМИ, общественностью и органами государственной власти с целью формирования мнения о безопасности ядерных программ.

В ходе проведения исследования по общественному мнению BNFL выделила основные темы, наиболее часто используемые оппонентами:

  • Безопасность процесса транспортировки и переработки;
  • Стандарты, используемые при испытании оборудования;
  • Безопасность водных и наземных маршрутов транспортировки;
  • Риск аварий;
  • Угроза террористических инцидентов;
  • Вопрос безопасности при прибытии ОЯТ в порт назначения.

С целью разъяснения этих и других вопросов, проводится активная разъяснительная политика, включающая проведение экскурсий и учебных семинаров, дней "открытых дверей" на ядерных объектах и т.д. Основной упор сделан на упреждение оппонентов, т.к. остановить процесс в самом начале намного легче, чем бороться с его возможными последствиями. В настоящее время обстановка намного улучшилась, общественное мнение более благосклонно к развитию атомной энергетики. Общественное мнение и реализация проектов ввоза ОЯТ

Н.Э. Шингарев, Минатом России Атомная энергетика - одна из отраслей, которая в наибольшей степени зависит от общественного мнения. Особенно это касается крупных проектов, например, таких как ввоз ОЯТ в Россию. Сейчас большинство населения России отрицательно относится к данному вопросу. Мы попытались получить ответ на вопрос: в силу каких причин сформировалось негативное общественное мнение? Фонд общественного мнения провел социологический опрос.

В ходе первого этапа были опрошены "суперэксперты", то есть специалисты, работающие в области ядерной энергетики. Были выделены сторонники и противники проекта ввоза ОЯТ. Интересный факт: аргументы сторонников проекта носили в большей степени рациональный характер, в то время как аргументация противников - эмоциональный.

При ответе на вопрос "Какие, на Ваш взгляд, факторы способствуют формированию отрицательного общественного мнения?", группы факторов распределились следующим образом. Среди сторонников проекта:

  • Боязнь генетических изменений;
  • Закрытость информации;
  • Некомпетентность населения;
  • Негативная деятельность СМИ.

Среди противников:

  • Возможные последствия аварий;
  • Недоверие к властям, осуществляющим проект;
  • Закрытость информации;
  • Сомнения в используемых технологиях;
  • Нежелание превращения России в "ядерную помойку.

В ходе второго этапа исследования были опрошены "эксперты-коммуникаторы", то есть люди, представляющие СМИ, государственные органы, сотрудники ВУЗов. Среди основных причин страха были названы боязнь радиационного загрязнения, генетических изменений, ненадежности транспортировки и переработки, опасность накопления большого количества радиоактивного материала.

Для выявления общественного мнения в целом, был проведен еще один опрос, охвативший 1500 человек во всех регионах России. Так, на вопрос об опасности проекта по ввозу ОЯТ в Россию были получены следующие результаты: "опасность безусловна велика" ответило 49% опрошенных, скорее велика - 29%, опасность невелика или нет опасности - 18%.

Между тем, результаты обоих опросов свидетельствуют о большой доле колеблющихся или сомневающихся в оценке проекта, и о том, что необходимо активная просветительская деятельность Минатома в отношении безопасности переработки ОЯТ. Учебники по экологии можно переписывать

И.И. Линге, ИБРАЭ, Россия

В настоящее время около 7 миллионов человек в России считают, что они пострадали от Чернобыльской аварии. Наша задача - правильно и адекватно донести обществу информацию о радиационной безопасности. В частности, даже иностранные специалисты признают, что меры, принятые для ликвидации последствий инцидента на ЧАЭС, были избыточными. В 2001 году прошел симпозиум с участием экспертов из разных областей: физики, химии, здравоохранения. После завершения было направлено письмо председателю правительства России, с просьбой поменять государственную политику в отношении ядерной промышленности, руководствуясь здравым смыслом, а не эмоциями.

В информировании общества крайне негативную роль имеют несколько факторов. Среди учебников по экологии, одобренных Министерством образования для высших учебных заведений, содержится явное искажение действительности в вопросе о радиационной безопасности. Авторы демонстрируют свою некомпетентность в вопросах, связанных с ядерной промышленностью. Недобросовестная реклама провоцирует страх с целью сбыта неких бытовых дозиметров для измерения радиационного фона в продуктах питания. Самое интересное, что эти приборы не в состоянии измерить что-либо, а лишь вводят человека в заблуждение. Образ радиационной опасности часто используется в искусстве, что тоже способствует нагнетанию истерии. Еще одним, крайне негативным, является так называемый экологический экстремизм. Яркий пример - организованная "Гринписом" выставка фотографий больных детей, якобы пострадавших от чернобыльской радиации. Выдвижение требований об отселении деревень в зоне поражения. При этом замеры фона в этих местах не показывали хоть сколько-нибудь существенных отклонений от нормы, а статистика заболеваний не сильно отличается от общероссийской.

Если Минатом выиграл борьбу за депутатские голоса по вопросу ОЯТ, то он проиграл сражение за голоса населения. Не надо переубеждать ярых оппонентов, а надо спокойно объяснять сомневающимся, составляющим большую часть населения, реальное положение дел. Концепция отгрузок ОЯТ из Восточной Европы в Россию

Ф. Хилберт, NCS, Германия

Самый простой и выгодный способ доставки ОЯТ из Западной Европы в Россию - морская перевозка до РФ и далее железной дорогой до места назначения. Для перевозки ОЯТ лицензировано четыре типа контейнеров TN-12, TN-13, Castor V-19 и российский TK-13. Таким образом, удается избежать проблем с транзитом через другие страны, сокращается количество перевалки контейнеров, увеличивается гибкость за счет использования различных портов. Все стадии этого маршрута уже давно отработаны, а их безопасность и надежность проверена временем. В России наиболее подходящим портом для транспортировки является Мурманск: он никогда не замерзает, существует развитая инфраструктура. Суда типа IMO INF-2 способны перевозить 4 контейнера за раз, что при использовании одного набора контейнеров позволяет доставлять 24 контейнера в год. Суда IMO INF-3 - 8-10 контейнеров за раз, или 30-60 в год. Использование двух наборов контейнеров позволяет увеличить количество перевозок в два раза. Сейчас это наиболее безопасный и дешевый способ: стоимость доставки 1 кг тяжелого металла по Западной Европе составит $100, а по России -- $20. Проблемы транспортировки ОЯТ, стоящие перед международным ядерным сообществом

Н. Равенскрофт, TLI, США

Атомные электростанции сегодня строятся в 32 странах, большинство из них не имеют технологий для хранения и переработки ОЯТ. Вполне очевидно, что для решения своих проблем с отработавшим ядерным топливом они воспользуются услугами других стран. Очень важно обеспечить безопасную перевозку до места переработки. При морском транспортировании очень велика вероятность захвата судна. В июне 2002 года пираты захватили 14 кораблей с требованием выкупа с владельцев. Очень опасно, если террористы смогут осуществить нападение на судно, перевозящее ОЯТ. Сложно представить, какую сумму они могут потребовать за освобождение. Пираты проявляют активность у берегов Индонезии, Малайзии - одних из самых интенсивных маршрутов Африки и Южной Америки. Если вопрос об экологической безопасности решается успешно, то над физической защитой доставки ОЯТ еще надо работать. Опыт БНФЛ в транспортировке ОЯТ

Д. Снедекер, BNFL, Великобритания

Существует несколько транспортных маршрутов для перевозки ОЯТ, основной из которых проходит через Панамский канал в Японию. Большое внимание уделяется вопросу охраны судов от нападения террористических групп и морских пиратов, в особенности при плавании в прибрежных водах Юго-Восточной Азии и Океании.

В 1966 году компания PNTL приобрела первое судно для транспортировки ОЯТ. Сейчас в состав нашего флота входит 6 кораблей, последний из которых был приобретен несколько лет назад. Все корабли имеют большой запас непотопляемости, полученный за счет создания специальных водонепроницаемых перегородок, а также дублирования ряда агрегатов. Решение вопросов хранения и транспортировки ОЯТ в Европе и США

Ю. ван дер Занден, GNB, Германия

Хранение и переработка ОЯТ в Европе и США

К настоящему времени компания GNB перевезла и складировала порядка 700 контейнеров с ОЯТ. Помимо перевозок в пределах Германии компания осуществляет транспортировки во Франции, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах, России, Литве, США, Чешской Республике и ЮАР. В первой половине 2003 г. планируется включить в сферу деятельности GNB Италию.

Основные типы контейнеров, используемые при перевозках - CASTOR и CONSTOR. Важным обстоятельством является тот факт, что контейнеры могут производиться на территориях стран, где будет осуществляться транспортировка ОЯТ. Это влечет за собой создание новых рабочих мест, увеличение заказов на машиностроительных заводах. Выполнение программы по международной транспортировке ОЯТ

Соавторы: Д. Резонье, Советник по маркетингу и продажам COGEMA LOGISTICS (бывшая TRANSNUCLEAIRE)

С. Ребиндер, Директор стратегического отдела COGEMA LOGISTICS (бывшая TRANSNUCLEAIRE)

Первый транспорт с ОЯТ с французского реактора, находящегося в Маркуле (юго-восток Франции), на завод по переработке COGEMA LA HAGUE был доставлен в 1966 году компанией TRANSNUCLEAIRE. С тех пор около 30000 тон ОЯТ были безопасно доставлены на COGEMA LA HAGUE с французских и иностранных АЭС. Это составляет примерно 5500 отгрузок.

Как достижения можно отметить постоянное развитие компанией приспособленных лицензированных транспортных контейнеров, поставку соответствующего транспортного оборудования, такого как вагоны, грузовики, водный транспорт и эффективная организация транспортировки. Все это обеспечило всестороннее обеспечение доставки от двери до двери.

Цель сегодня - представить оборудование в действии, описать основные связующие звенья транспортной цепочки и установить проблемы, на которые направляет компания усилия для обеспечения безопасности и эффективности международной транспортной системы.

Н.Е. Яковлев, директор НИИ управления, экономики и информации Минатома РФ.

НИИ управления, экономики и информации Минатома уже сегодня многое делает для предоставления объективной информации об атомной промышленности. Издается ежемесячный журнал "Атомиум", выпускаются информационные бюллетени, работает сайт, есть хорошо оборудованная телестудия. Мы предоставляем мнения специалистов с целью изменить мнение общества об этой проблеме. Испытание на прочность оборудования по хранению ОЯТ: история и современность

К. Янберг, GKN, Германия

В Германии в 70-х годах уже начали рассматривать падение самолета как потенциальную угрозу для атомных реакторов и хранилищ. За основу были взяты повреждения, которые наносит газовая турбина самолетного двигателя диаметром 20 см, несущаяся со звуковой скоростью. Проверку на прочность своих контейнеров при столкновении с локомотивом проводила и английская компания BNFL, но их проект MAGNOX провалился. Для имитации столкновения с самолетом из газовой пушки выстреливали в контейнер металлический стержень со скорость 320 м/с. Контейнер CASTOR отделался лишь незначительными повреждениями. Контейнер должен выдерживать попадание противотанкового оружия, для этого проводились специальные испытания. После событий 11 сентября 2001 года оказалось, что потенциальную угрозу представляет и передняя стойка шасси, а так же керосин, который может попасть в поврежденный контейнер. Другое дело, что попасть в небоскреб намного проще, чем в реактор. Можно бесконечно усиливать хранилища, реакторы, контейнеры, но самое важное загнать джина терроризма обратно в бутылку. Правда о транспортировке ОЯТ: что скрывается от общества

Дж. Эдлоу, Edlow, США

Я не буду читать Вам лекцию относительно технических аспектов обращения с ОЯТ. Я хочу поделиться с Вами своим мнением относительно основной проблемы в области ОЯТ - проблемы дезинформации населения. В настоящее время мы должны признать три факта.

Во-первых, транспортировка ОЯТ - это простая, безопасная и обычная процедура.

Во-вторых, существует целенаправленная компания по дискредитации ОЯТ.

В-третьих, вы и все наши коллеги по всему миру должны обращать пристальное внимание на дезинформацию и опровергать ее конкретными фактами.

Каждый день в мире транспортируется большое число контейнеров с ОЯТ. За время этой конференции нам продемонстрировали компании из разных стран примеры успешной транспортировки. Они доказали, что это нормальный бизнес, ведущийся в течение многих лет и не имеющий в своей истории инцидентов. Но, несмотря на это, нас все равно пытаются дискредитировать.

Мы должны объединиться и вместе бороться с нашими противниками. В качестве примера приведу один случай. Когда мы добивались разрешения Сената США на транспортировку и хранение ОЯТ в хранилище Юкка Маунтин, мы были вынуждены создать целую организацию "Транспортная коалиция США" для формирования объективного мнения о нашем проекте.

Мы объединились и мы победили. Сейчас Россия находится на пороге создания международного хранилища ОЯТ. Я призываю российских коллег использовать наш опыт для реализации этого проекта. Мировой опыт NCS в отгрузках ОЯТ исследовательских реакторов

Т. Шмидт, NCS, Германия

Компания Nuclear Cargo + Service GmbH располагает достаточным опытом и возможностями, чтобы осуществлять перевозку ОЯТ в любую точку мира, в том числе и в Россию. Она было создана, когда стало ясно, что США будет забирать отработанное топливо своего производства, и было необходимо придумать, как это сделать наиболее оптимально. В распоряжении компании есть контейнеры TN 7-2, GNS-16 и Castor MTR-2, в которых можно перевозить любой вид топлива, как российского, так и американского производства, и даже поврежденные элементы. Есть отработанные маршруты доставки отработанного топлива и радиоактивных отходов любым способом - по морю, по дороге или по суше. Актуальные проблемы обращения с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов при их транспортировке

С. Попов, Атомспецтранс, Россия

В настоящее время в России ежегодно перевозится около 700 тонн тяжелых металлов, и каждый год это количество будет возрастать. Но при этом нельзя забывать о проблемах безопасности перевозок. Поэтому в числе основных задач, стоящих перед нами, я выделяю следующие:

  • Создание усовершенствованных, или новых видов железнодорожного, автомобильного, морского транспорта класса ОЯТ;
  • Ужесточение ответственности эксплуатирующих организаций;
  • Выработка новых требований к контролю качества перевозок.

В числе уже осуществленных мероприятий - типовой план действий при аварийных ситуациях разной степени сложности при перевозке ОЯТ различными видами транспорта.

Ф. Соколов, МАГАТЭ, Австрия

По мнению всех участников, конференция прошла на высоком научно-техническом уровне. Участие первых лиц со стороны государственных органов, отраслевых министерств, компаний и предприятий, тематика, профессионализм выступающих, обусловили этот высокий уровень мероприятия.

Хочется особо отметить информационную прозрачность конференции. Присутствие оппонентов, позволило создать широкий спектр мнений по всем проблемам. Нет сомнения, что участие широкого круга ученых из разных стран мира позволит решить проблемы, стоящие перед атомной энергетикой.

От имени МАГАТЭ благодарим за организацию этой конференции и приглашение принять в ней участие.

Прошедшая конференция чрезвычайно актуальна и своевременна. В настоящее время в России разрабатывается национальная программа обращения с облученным ядерным топливом и здесь крайне важно учесть наиболее ценное из зарубежного опыта. Встречи специалистов и обмен уникальной информацией несомненно внесут вклад в решение этой задачи.

Объем накопленного на настоящий момент ОЯТ говорит о том, что это проблема мирового масштаба, и, соответственно решение ее должно быть международным. Вне зависимости от подходов отдельных стран конечное решение по обращению с ОЯТ должно быть оптимальным как с точки зрения рационального использования имеющихся на планете ресурсов, так и с точки зрения обеспечения глобальной безопасности. Принятое Россией новое законодательство в области обращения с зарубежным облученным топливом позволяют нашей стране принять широкомасштабное участие в международном разделении труда в данной области и способствовать решению стратегических задач мирового сообщества.

В области сотрудничества в данной сфере существует ряд очень важных направлений: Исключение несанкционированного распространения ядерных материалов; Решение экологических проблем, накопившихся в процессе создания ядерного оружия; Проведение единой информационной политики, направленной на формирование положительного общественного мнения.

Надеюсь, что прошедшая конференция будет расценена как первый шаг к будущему развитию широкомасштабного сотрудничества в области обращения с ОЯТ и подобные встречи станут традиционными. Декларация участников международной конференции

Понимая необходимость развития мировой ядерной энергетики в целях устойчивого энергообеспечения человечества и важность решения проблем замыкающей части ядерного топливного цикла в ее развитии - проблемы обращения с отработавшим ядерным топливом, конференция отмечает:

  • Участники конференции подтвердили ответственность государств за принятие и реализацию национальных решений в области обращения с ОЯТ. Вместе с тем, участники пришли к единодушному мнению, что проблемы обращения с ОЯТ и его окончательной утилизации находятся в сфере ответственности мирового ядерного сообщества и отметили необходимость международного сотрудничества на двух- и многосторонней основе.
  • Участники Конференции считают целесообразным разработку международных проектов и программ обращения с ОЯТ под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
  • Участники Конференции считают целесообразным и в будущем продолжить проведение подобных встреч, что должно способствовать эффективному обмену международным опытом в области обращения с ОЯТ.