Russian Chemical Community
 
Пользовательский поиск
   главная
  предприятия
  марки сплавов
  соединения
  синтезы
  объявления
  ► информация
  рефераты
  архив
  актуально
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  

Московское правительство отдает землю задаром

   Поделиться ссылкой :    LiveJournal Facebook Я.ру ВКонтакте Twitter Одноклассники Мой Мир FriendFeed Мой Круг

RBC daily: Рынки
19.02.2004

Московские власти предлагают отдать предприятиям землю бесплатно – правда, предварительно изъяв излишки для продажи инвесторам

Московские власти предлагают бесплатно раздать землю под промпредприятиями их владельцам, остальную же принадлежащую им территорию предполагается продать по рыночной цене на аукционе. Об этом в среду на конференции «Земельный кодекс РФ: инвестиционная привлекательность земельного ресурса центра Москвы» сообщила RBC daily глава комитета Мосгордумы по экономической политике Ирина Рукина. По ее мнению, такая схема смогла бы разрешить противоречия по вопросу выкупной цены земли между федеральным центром и Москвой: федеральный центр хочет ограничить цену земли в столице, московские же власти требуют разрешить продажу по рыночной цене, которая в десятки раз превышает предложенную федеральным центром.

Напомним, что спор между федеральными и столичными властями развернулся вокруг цены выкупа земли под промышленными предприятиями после того, как федеральные власти начали педалировать вопрос выкупа, мотивируя это тем, что земля под заводами и фабриками их собственниками не выкупается, что тормозит институциональные реформы в экономике. Автором соответствующего законопроекта выступало Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), предложившее не только ускорить процесс выкупа в административном порядке, но и снизить цену на землю. В итоге в соответствии с законом выкупная стоимость была определена как 5–30-кратная ставка земельного налога. При этом субъект Федерации имел право установить любую кратность в указанных пределах. Если субъект Федерации этого не делает, то ставка устанавливается федеральным центром и равняется максимальной, тридцатикратной ставке земельного налога. «Приватизация этого вида земель является нашей стратегической задачей, – сказал в среду на конференции замминистра имущественных отношений Андрей Алпатов. – Выполнение данной задачи позволит нам в дальнейшем перейти к единому налогу на недвижимость».

Напомним, что спор между федеральными и столичными властями развернулся вокруг цены выкупа земли под промышленными предприятиями после того, как федеральные власти начали педалировать вопрос выкупа, мотивируя это тем, что земля под заводами и фабриками их собственниками не выкупается, что тормозит институциональные реформы в экономике. Автором соответствующего законопроекта выступало Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), предложившее не только ускорить процесс выкупа в административном порядке, но и снизить цену на землю. В итоге в соответствии с законом выкупная стоимость была определена как 5–30-кратная ставка земельного налога. При этом субъект Федерации имел право установить любую кратность в указанных пределах. Если субъект Федерации этого не делает, то ставка устанавливается федеральным центром и равняется максимальной, тридцатикратной ставке земельного налога. «Приватизация этого вида земель является нашей стратегической задачей, – сказал в среду на конференции замминистра имущественных отношений Андрей Алпатов. – Выполнение данной задачи позволит нам в дальнейшем перейти к единому налогу на недвижимость».

Москва не согласилась с такой постановкой проблемы и не установила у себя цену выкупа, что за нее и сделал федеральный центр. Московскиевласти попытались оспорить это решение в Конституционном суде, но неудачно. Суд принял решение, что федеральные власти имеют право установить в Москве цену выкупа, равную тридцатикратной ставке налога на землю. Столичные власти продолжают сопротивляться этому решению. Основной мотив сводится к нежеланию продавать столичную землю по цене ниже рыночной. По мнению Ирины Рукиной, продажа земли под московскими предприятиями в итоге приведет к образованию вторичного рынка земли, на котором выкупленные по установленным федеральным центром ставкам земли будут продаваться уже по рыночной цене, но бюджет столицы от этого уже ничего не получит. Г-н Алпатов в свою очередь обвинил московские власти в создании препятствий на пути приватизации земли под промпредприятиями. «Мы знаем, что Москва чинит различные препятствия, в частности, не выдает кадастровые планы, – сказал он. – Мы прекрасно понимаем, почему Москва не хочет этого делать».

Впрочем, мотив столичных властей лежит на поверхности. «Вопрос о каких-то ограничениях цены земли вообще не должен рассматриваться, – сказала RBC daily Ирина Рукина. – Земля должна продаваться только по рыночной цене. Например, недавно мы продали небольшой участок в центре города под строением по цене 23 млн долл. за гектар, притом что кадастровая оценка составляла 5-10 млн долл.». По словам заместителя председателя Москомзема Олега Рыжкова, стоимость земельного участка в Москве определяется только одним фактором: тем, что на нем можно построить. «Если на участке только что построен и сдан в эксплуатацию жилой дом, цена такого участка минимальна, поскольку никто не разрешит этот дом снести и построить что-нибудь другое, – утверждает он. – Если же участок прилегает к промпредприятию и на нем ничего, кроме пустыря, нет, цена может достигать астрономических величин». В этой связи нежелание московских властей разрешать приватизацию земель под промпредприятиями выглядит логичным. По оценкам экспертов, сейчас предприятиями для ведения собственно производственной деятельности используется не более 30% территории, остальная либо сдается в аренду, либо там располагаются различные дополнительные бизнесы вроде шиномонтажа или фасовки окорочков. При предлагаемой схеме приватизации вся территория должна отойти собственнику предприятия. Для города же, по мнению замдиректора НИИ Генплана Валерия Беккера, эти территории являются единственным городским резервом, что особенно актуально при нынешних темпах жилищного строительства.

Именно в связи с этим, а также «благодаря» волне недружественных поглощений, возникла идея перебазирования промпредприятий, которая к настоящему моменту натолкнулась на два препятствия, делающих эту процедуру практически невозможной. Во-первых, перебазирование предприятий оказалось слишком дорогой затеей. «Практика показала, что вывод предприятий из центра города не оправдывает себя, – сказал RBC daily генеральный директор ГУП «Центр» Александр Квасов. – Необходимо понимать, что речь идет не о переносе старого оборудования в другое место, а о создании нового производства. Главной целью этой процедуры является сохранение промышленного потенциала города. Однако затраты на вывод одного предприятия настолько велики, что делают нецелесообразным любое строительство на освободившемся месте». Еще одним препятствием является проблема поиска места. По мнению Валерия Беккера, предприятия просто некуда выводить: во всех округах ударными темпами идет жилищное строительство.

По всей видимости, все эти соображения и заставили задуматься о поиске другого решения. Один из возможных вариантов в беседе с RBC daily озвучила Ирина Рукина. «Сейчас многие предприятия не могут платить за землю не только по рыночной цене, но даже по минимальной, пятикратной ставке земельного налога, – сказала она. – Поэтому землю под предприятиями надо отдать собственникам бесплатно. Но только ту землю, которая непосредственно используется под производственные нужды. Более того, собственник должен взять на себя обязательство сохранить производство: не точно такое, как имеется, но аналогичное. То есть если они производили телевизоры, никто не будет против, если они начнут выпускать холодильники. Излишки же территории, на которой происходит все что угодно, только не основная производственная деятельность, необходимо изъять и продать по рыночной цене».

Отдел экономики
Владислав Серегин, 19.02.2004