А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Экономика спорит с темпами реформ
Я буду благодарен за ссылку на эту страницу в любой из социальных сетей: |
|
 |
Спасибо, с уважением, автор сервера |
|
|
Реальные денежные доходы населения России выросли в 2002 году почти на 9%. Сегодня это не кажется чем-то особенным. Но в 2001 году, когда речь шла о 6%, мы говорили, что 6% - это хороший показатель, заявил на очередном заседании кабинета министров председатель правительства Михаил Касьянов.
По его словам, рост валового внутреннего продукта в этом году составил 4%, импорт вырос на 12%, а инвестиции - "всего на 3%".
Говоря же о задачах на следующий год, премьер-министр указал на необходимость проведения административной реформы. Преобразования в этой сфере намечены на 2003-й - первую половину 2004 года.
Из того, что не удалось сделать в уходящем году в сфере экономики, предмет особых забот кабинета министров - банковская реформа. Говоря о ней, премьер отметил, что усилия правительства по развитию банковского сектора "принесли положительные результаты". Но, тем не менее, этому вопросу уделялось недостаточное внимание.
По мнению М.Касьянова, правительство "опоздало года на два с активной деятельностью в банковском секторе", который должен обеспечивать "приток капитала, формирование инвестиционных потоков, кредитование реального сектора и физических лиц для успешного развития различных секторов экономики".
В настоящее время в России функционируют около 1300 банков. По уровню капитализации и предоставлению кредитов банковский сектор уже превысил докризисные показатели 1998 года. Причем объем кредитов, выделенных физическим лицам, увеличился за уходящий год на 46% и составил 138, 5 млрд. рублей. Совокупная же величина активов банковского сектора увеличилась на 20% и составила 3, 799 триллиона рублей. Объем банковских вкладов населения в стране за уходящий год увеличился на 36% и составил 921 млрд. рублей.
В то же время премьер с сожалением констатировал, что "развитие банковского сектора идет с отставанием от общего реформирования в области экономики". По его словам, "это чувствуется в показателях, характеризующих итоги экономического развития банковского сектора, который является узким местом".
У российской банковской системы остаются две основные проблемы - недостаточная прозрачность деятельности банков и высокий уровень просроченной задолженности (49 млрд. рублей). При этом в Минфине с неудовлетворением подчеркивают, что соотношение банковских активов к ВВП в России в 2 раза ниже, чем в странах с переходной экономикой, и в 3 раза ниже, чем в странах с развитой экономикой.
Банковская реформа, которая будет осуществлена в основном в 2004-2005 годах, должна привести к серьезной консолидации банковской системы. При этом ведущую роль в ней будут играть крупные частные банки, в том числе - и иностранные, такое мнение высказал в этой связи заместитель председателя Центробанка Олег Вьюгин.
По его словам, банковская реформа должна состоять, прежде всего, в создании новой системы требований и критериев, применяемых к банкам России. В настоящее время надзор за банками "лишь фиксирует текущее состояние работы банка", отвечая на вопрос - "благоприятно или нет? ". Банковская же реформа в результате приведет к "более глубокому контролю за работой банков". Функции надзора, отметил О.Вьюгин, по-прежнему должны быть сосредоточены в структурах Центробанка.
Еще одной составляющей банковской реформы, по мнению специалиста, станет создание Фонда страхования депозитов. Соответствующий закон должен быть принят в следующем году. Работа же такого Фонда должна привести к "ликвидации монопольного положения Сбербанка". А также повысить конкуренцию на рынке банковских услуг.
Все это, как считает зампред Центробанка, приведет к некоторому "отсеву банков", которые по результатам своей работы не в состоянии будут участвовать в фонде страхования депозитов. В конечном же итоге банковская реформа создаст "нормальную конкуренцию в этом секторе услуг, от чего выиграют только граждане".
Опираясь на опыт развития экономики в уходящем году, правительство намерено продолжить работу по упорядочению налогов. В частности, предложения по снижению единого социального налога (ЕСН) будут окончательно подготовлены в январе - феврале 2003 года. По словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, наиболее вероятным является предложение "резкого снижения ЕСН" - на 5%.
Замминистра также сообщил, что в ближайшей перспективе будет пересмотрен и налог на имущество физических лиц, который в настоящее время "не покрывает расходов на его администрирование". Этот налог может быть заменен налогом на недвижимость. Но в любом случае принятые изменения "серьезного ущерба гражданам не нанесут".
Следует особо подчеркнуть, что имущество - это не только жилье, но уже сейчас - фабрики и заводы. Именно это имущество и будет облагаться по максимальной ставке. Жилья же физических лиц такая высокая ставка не коснется.
Налог на добавленную стоимость, по мнению С.Шаталова, скорее всего, будет снижен в 2005 году. Связанное с этим так называемое "выпадение доходов" как для федерального, так и для региональных бюджетов может быть компенсировано за счет пересмотра имущественных налогов, которые могут принести дополнительно 20-25 млрд. рублей. В частности, в настоящее время рассматривается предложение о повышении максимальной ставки имущественного налога.
В конце января следующего года правительство рассмотрит программу налоговой реформы на 2004-2005 годы. А пока М.Касьянов обратил внимание, что до сих пор не выработаны предложения по повышению эффективности расходов, хотя без этого трудно говорить о снижении налогов. Премьер также призвал выработать предложения по стимулированию жилищного строительства. Он подчеркнул, что эта сфера является двигателем всей экономики.
Н.Славина, С.Яковлев ЭКОНОМИКА СПОРИТ С ТЕМПАМИ РЕФОРМ. // Индустрия-Инженерная газета (Москва).- 27.12.2002
|