А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Состояние природной среды и проблемы экологии на Кольском полуострове. Часть 11
Я буду благодарен за ссылку на эту страницу в любой из социальных сетей: |
|
 |
Спасибо, с уважением, автор сервера |
|
|
к оглавлению
2.3 Условия труда и здоровье работающих
Оглавление
В последние годы деятельность центров ГСЭН по разделу гигиены труда осуществляется в условиях социально-экономического кризиса, переориентации экономики на развитие частных форм собственности и хозяйствования, зарождения новых для страны отношений в системе "работодатель-работник- страхование" на основе реального признания правовой и экономической ответственности сторон.
В сложных современных условиях органы госсаннадзора изыскивают пути решения приоритетных проблем охраны здоровья работающего населения, в ходе совместной работы с Комитетом по труду, занятости и миграции населения администрации области, Облсовпрофом и другими заинтересованными ведомствами.
Центр госсанэпиднадзора в Мурманской области принимал участие в разработке Территориальной Программы улучшения условий и охраны труда в Мурманской области на 2000-2003 г. г. утвержденной Постановлением Губернатора № 25-ПГ от 26.01.2000. Совместно с Облсовпрофом подготовлены предложения к проекту федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 годы.
В 1998-99 г. г. центр ГСЭН принимал участие в разработке Закона "Об охране труда в Мурманской области", который в настоящее время находится на утверждении в Областной Думе.
Постановлением Губернатора Мурманской области от 07.06.99 № 242- ПГ "Об организации работы в холодное время года на территории Мурманской области" введены в действие "Правила безопасности при организации и производстве работ на открытых площадках, территориях и внутри не обогреваемых помещений в холодный период года", разработанные НИЛ комплексных проблем гигиены при участии специалистов ЦГСЭН.
Вопросы охраны труда и здоровья работающего населения систематически (2 раза в год) заслушиваются на заседаниях межведомственной комиссии по охране труда. Обсуждению предшествуют комплексные проверки предприятий совместно с Комитетом по труду администрации области, государственной инспекцией труда, региональным отделением Фонда обязательного социального страхования.
На Коллегии Комитета по здравоохранению администрации области в декабре 1999г. заслушивался вопрос медицинского обслуживания промышленных рабочих, состояния заболеваемости и организации профилактических медицинских осмотров рабочих - профвредников.
В ноябре 1999 года разработано и утверждено Положение о взаимодействии с Мурманским Облсовпрофом, а в декабре 1999 года на Пленуме Облсовпрофа, с участием госсанэпиднадзора, рассматривался вопрос социальной защиты охраны труда и здоровья трудящихся.
Центры госсанэпиднадзора принимают активное участие в аттестации рабочих мест по условиям труда, оказывая предприятиям консультативную помощь и выполняя на договорной основе лабораторно - инструментальные исследования. По состоянию на 01.01.2000 эту работу в полном объеме завершили только 310 предприятий и организаций области с аттестацией 34493 рабочих мест, на которых заняты 63554 человека, в том числе 28511 женщин. Установлено, что из общего числа аттестованных рабочих мест.
Данные официальной статистики о количестве лиц, занятых в неблагоприятных условиях труда на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи представлены в табл. 1, в т.ч. по женщинам - в табл. 2.
Таблица № 1
Годы |
Кол-во работающих абс. число |
В т.ч. в условиях, не отвеч. сан.гиг. нормам |
В т.ч.. не отвечающих сан-гиг. нормам по: |
шуму, у/эв. инфраэв |
вибрации |
загазованности |
запыленности |
тяж. физич. труду |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
1995 |
165325 |
50220 |
30,4 |
20407 |
12,3 |
6240 |
3,8 |
20272 |
12,3 |
11232 |
6,8 |
5452 |
3,3 |
1996 | | | | | | | | | | | | | |
1997 |
137660 |
45450 |
33 |
20229 |
14,7 |
5819 |
4,2 |
18219 |
13,2 |
8623 |
6,3 |
5948 |
4,3 |
1998
только
1фОМ |
83547 |
35024 |
41,9 |
16167 |
19,4 |
3582 |
4,3 |
13237 |
15,8 |
6465 |
7,7 |
4303 |
5,2 |
1999 |
127940 |
45098 |
35,2 |
18756 |
14,7 |
5696 |
4,5 |
15011 |
11,7 |
8175 |
6,4 |
5680 |
4,4 |
|
Таблица № 2
Годы |
Кол-во работающих абс. число |
В т.ч. в условиях, не отвеч. сан.гиг. нормам |
В т.ч.. не отвечающих сан-гиг. нормам по: |
шуму, у/эв. инфраэв |
загазованности |
запыленности |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
1995 |
56412 |
9865 |
17,5 |
2767 |
4,9 |
2847 |
5 |
3822 |
6,8 |
1996 | | | | | | | | | |
1997 |
46033 |
9380 |
20,4 |
2790 |
6,1 |
1867 |
4,1 |
3561 |
7,7 |
1998
только
промышл. |
26384 |
7340 |
27,8 |
2435 |
9,2 |
1554 |
5,9 |
2561 |
9,7 |
1999 |
42157 |
8505 |
20,2 |
2818 |
6,7 |
1528 |
3,6 |
2948 |
7,0 |
|
Как следует из таблиц, несмотря на уменьшение общего числа промышленных рабочих, удельный вес работающих в неблагоприятных условиях труда возрастает. Необходимо обратить внимание, что удельный вес объектов, неблагополучных в санитарно- гигиеническом отношении (суммарно 1 и 2 группа), по-прежнему превышает нормативное значение (50 %), установленное МУ 5.1.661-97 "Система оценки и контроля качества деятельности центров госсанэпиднадзора и структурных подразделений центров", и составляет в целом по области 59,3 %.
Неустойчивая работа промышленных предприятий, отсутствие финансовых средств и экономической заинтересованности работодателей привели к резкому снижению объемов работ по улучшению условий труда работающих, что в свою очередь привело к увеличению числа объектов 3 группы, на которых отмечается превышение ПДК и ПДУ по результатам лабораторно-инструментальных исследований.
Наиболее высока доля промышленных объектов 3 группы в Ковдоре - 62,5%, Мончегорске - 48,5 %, Кольском районе - 45,5 %, Североморске - 45,5 %.
Продолжает оставаться высокой доля обследованных рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам - таблица № 3 (по данным центров ГСЭН по подчинению).
Таблица № 3
Годы |
Удельный вес рабочих мест, не отвечающих саиитарно-гигиеническим требованиям * |
По содерж.
паров и газов |
По пыли и
аэрозолям |
По уровням
шума |
По уровням
вибрации |
По ч/м
излучениям |
По микро-
климату |
По
освещенности |
1995 |
15,4 |
26,1 |
50,6 |
56,8 |
1,3 |
38,7 |
33,8 |
1996 |
11,6 |
23,7 |
41,2 |
32,1 |
3,5 |
28,2 |
36,2 |
1997 |
10,3 |
20,4 |
30,6 |
47,8 |
9,4 |
25,4 |
28,3 |
1998 |
6,8 |
21,3 |
41,9 |
22,7 |
25,9 |
31,4 |
25,6 |
1999 |
7,5 |
25,3 |
36,3 |
6,98 |
49,06 |
17,2 |
11,8 |
|
* - по данным центров ГСЭН по подчинению.
Некоторые показатели профессиональной и заболеваемости с временной утратой трудоспособности представлены в таблице № 4.
Таблица № 4 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
При среднесписочной численности работающих
по области |
413,3 |
429,45 |
416,7 |
354,267 |
Число случаев временной
нетрудоспособности:
-всего
-на 100 работающих |
260464
60,39 |
274356
63,89 |
279269
67,02 |
226440
63,91 |
Число календарных дней временной
нетрудоспособности:
-всего
-на 100 работающих |
4704314
1090,73 |
4666432
1086,61 |
3081126
739,41 |
3341076
943,09 |
Число лиц с впервые установленными
диагнозами профзаболеваний на территории
области (кроме объектов Минобороны):
-всего
-на 10000 |
142
3,29 |
139
3,24 |
99
2,38 |
77
1,85 |
Показатель РФ на 10 000 |
2,33 |
2,32 |
1,78 | |
|
Первичный выход на инвалидность по профессиональному заболеванию в области (табл. 5) составляет:
Таблица № 5 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
Абс. число |
53 |
86 |
110 |
91 |
71 |
43 |
На 10000 |
0,6 |
1,0 |
1,3 |
1,1 |
1,7 |
1,21 |
|
Как следует из данных таблиц № 4 и 5 отмечается снижение заболеваемости и первичной инвалидности по профессиональному заболеванию. Вопрос требует изучения, т к при существующих условиях труда снижение заболеваемости, вероятно, связано с ограничением обращаемости за медицинской помощью.
Данные профессиональной заболеваемости и охвата периодическими медицинскими осмотрами по подчинению представлены в таблице № 6:
Таблица № 6
Годы |
Вновь выявленная проф. заболеваемость |
Уд. вес
осмотренных по пр. М3
.№ 90-96 |
всего случаев |
в т.ч. среди женщин |
абс. число |
остр. |
хрон. |
абс. число |
остр. |
хрон. |
1995 |
114 |
3 |
111 |
24 |
2 |
22 |
89,9 |
1996 |
129 |
2 |
127 |
20 |
- |
20 |
83,14 |
1997 |
122 |
- |
122 |
18 |
- |
18 |
91,55 |
1998 |
70 |
1 |
69 |
10 |
1 |
9 |
97,97 |
1999 |
59 |
2 |
57 |
11 |
- |
11 |
95,3 |
|
Профессиональная заболеваемость по ведущим предприятиям Мурманской области представлена в таблице № 7.
Таблица № 7
Годы |
ОАО "Комбинат Североникель" |
ГМК "Печенгапикель" |
ОАО "Каидалакш. алимин. завод" |
ОАО "Апатит" |
АО "Олкон" |
ОАО ""Ковдорский ГОК" |
абс. |
на
10000 |
абс. |
на
10000 |
абс. |
на
10000 |
абс. |
на
10000 |
абс. |
на
10000 |
абс. |
на
10000 |
1996 |
28 |
19,2 |
12 |
8,6 |
10 |
60,8 |
35 |
24,1 |
19 |
43,0 |
5 |
8,8 |
1997 |
25 |
21,5 |
3 |
3,3 |
4 |
25,8 |
55 |
34,7 |
8 |
- |
31 |
- |
1998 |
15 |
13,2 |
17 |
18,55 |
1 |
- |
21 |
12,12 |
4 |
- |
- |
- |
|
Как и в предыдущие годы, профессиональные заболевания регистрируются, в основном на предприятиях химической промышленности (ОАО "Апатит"), цветной ("Североникел", "Печенганикель", Кандалакшский алюминиевый завод), и черной ("ОЛКОН", Ковдорский ГОК") металлургии. По этим предприятиям показатели профессиональной заболеваемости превышают среднероссийские от 6 до 15 раз.
Наряду с традиционными по профпатологии предприятиями в 1999 г. случаи профзаболеваний зарегистрированы в лечебно-профилактических учреждениях (туберкулез проф. характера), Полярноальпийском ботаническом саду (аллергический дерматит), школах (хронический ларингит), на сельскохозяйственных предприятиях (бронхиальная астма), на обувной фабрике (2-х сторонний эпикондиллит плечевых костей).
По диагнозам вновь выявленная в 1999 г. профпатология распределилась следующим образом: хронический бронхит - 22,03 %, нейросенсорная тугоухость - 15,25 %, заболевания опорно-двигательного аппарата - 13,56 %, онкопатология - 8,47 %. Несмотря на проводимую работу по полноте охвата медосмотрами, остается низкой их эффективность, так как выявляемость профзаболеваний при профосмотрах снижается (1996-42,3 %, 1997-41,9 %, 1998-45 %, 1999-36 %).
Остается высоким удельный вес профбольных, имеющих два и более профессиональных заболеваний (1998-66,9%, 1999-28,1 %).
В 1999 г. центрами ГСЭН проводилась организационно- методическая работа по паспортизации канцерогеноопасных производств, что позволит выявить предприятия, технологические процессы и производственные участки, на которых работники подвергаются воздействию канцерогенных факторов, а также осуществлять мониторинг состояния здоровья лиц, работающих в этих условиях. По итогам 1999 г. эта работа полностью завершена в ОАО "Комбинат Североникель" и ОАО "МК-27".
В 1999 г. активизировалась деятельность по выполнению приказа МЗ РФ от 20.07.98 № 217 "О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров", в развитие которого изданы постановления главного государственного санитарного врача области "О гигиенической оценке издательской продукции" и "О запрещении ввоза через таможни Мурманской области продукции, не имеющей гигиенической оценки". Дана гигиеническая оценка 14 единиц промышленной продукции производственно-технического назначения и стройматериалов, 16 единиц товаров народного потребления.
Гигиеническое обучение работников промпредприятий и сельского хозяйства проводится специалистами по гигиене труда в виде лекций и бесед, а также в системе производственного обучения рабочих и служащих по вопросам охраны труда.
В 1999 г. прочитана 41 лекция и проведена 1491 беседа на промпредприятиях, (в 1997- соответственно-105 и 946, в 1998 - 60 и 1076), проведено 10 семинаров, опубликовано 14 статей по вопросам гигиены труда в местной печати и 2 статьи в международном журнале "Новости Баренцрегиона о профессиональной безопасности и здоровье".
Как результат проводимой работы, на территории области отмечается тенденция к увеличению доли пром. предприятий 1-группы, оздоровлению производственной воздушной среды и, как следствие, к некоторому снижению профессиональной патологии. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов без согласования с ЦГСЭН. |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
1 гр. |
3 гр. |
1 гр. |
3 гр. |
1 гр. |
3 гр. |
1 гр. |
3 гр. |
Мурм. Обл., % |
27,6 |
20,9 |
33,2 |
22,9 |
37,3 |
23,5 |
40,7 |
20,5 |
РФ, % |
10,85 |
45,05 |
13,66 |
40,81 |
15,7 |
37,6 |
- |
- |
|
Однако радикальное решение вопроса по созданию здоровых и безопасных условий труда требует технического перевооружения предприятий, улучшения медико-санитарного обеспечения и других значительных финансовых затрат.
Социально-экономическая ситуация в настоящее время не позволяет осуществить комплекс этих мероприятий, в связи с чем перед органами госсанэпидслужбы области стоят следующие задачи: - повышение качества и действенности госсанэпиднадзора за условиями и режимом труда с выделением приоритетов деятельности в соответствии с "Правилами отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 3 1.08.99 № 975. совместная работа со всеми заинтересованными ведомствами, с использованием организационных методов;
- усиление надзора с применением лабораторно-инструментальных исследований;
- активизация деятельности ведомственных лабораторий по производственному контролю условий труда;
- систематизация наблюдений, унификация контрольных точек исследований по рабочим местам с наиболее неблагоприятными условиями труда, что позволит дать объективную санитарно-гигиеническую характеристику при подозрении на профессиональное заболевание;
- повышение качества профилактических медицинских осмотров, для чего необходимо дальнейшее развитие профпатологической службы, оснащение ЛПУ современным диагностическим оборудованием;
- в соответствии с территориальной Программой улучшения условий и охраны труда в Мурманской области на 2000-2003 г. г. утв. Постановлением Губернатора от 26.01.2000 № 25 ПГ подготовка и направление работодателям предложений о необходимости реконструкции производственных цехов и замены технологического оборудования по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
- активизация работы по применению экономического влияния и мер административного принуждения;
- усиление профилактической работы в сфере малого бизнеса, разработка системы гигиенического обучения юридических и физических лиц.
|