Russian Chemical Community
 
Пользовательский поиск
   главная
  предприятия
  марки сплавов
  соединения
  синтезы
  объявления
  ► информация
  рефераты
  архив
  актуально
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  

Состояние природной среды и проблемы экологии на Кольском полуострове. Часть 14

   Поделиться ссылкой :    LiveJournal Facebook Я.ру ВКонтакте Twitter Одноклассники Мой Мир FriendFeed Мой Круг

к оглавлению

Часть 4. Особо охраняемые природные территории Мурманской области

Оглавление

На территории Мурманской области расположены следующие особо охраняемые природные территории:

  • три заповедника: Кандалакшский государственный природный заповедник (площадь 70,5 тыс .г а), Лапландский государственный биосферный заповедник (площадь 278,4 тыс.га), государственный природный заповедник " Пасвик " (площадь 14,73 тыс.га);
  • девять государственных природных заказников, общей площадью 664.16 тыс .г а, из них:
  • три государственных природных заказника Федерального значения (общая площадь 394,37 тыс.га.);
  • шесть государственных природных заказников областного значения (из них два комплексных природных) общей площадью 224.7 тыс .г а (из них комплексных природных 92,9 тыс.га);
  • 51 памятник природы, общей площадью 3,8 тыс .г а, из них:
  • 4 памятника природы Федерального значения;
  • 45 памятников природы регионального (областного) значения;
  • 2 природных объекта, объявленных памятниками природы решениями местных (районных) администраций.
  • национальных парков и природных парков на территории области нет.

Общая площадь особо охраняемых природных территорий 1031,6 тыс. га, что составляет 7,1% от площади региона (площадь Мурманской области - 14 490,2 тыс .г а). Однако из этого перечня действительно охраняемыми можно считать только территории заповедников, двух комплексных природных заказников и памятников природы, общей площадью - 410,7 тыс .г а, занимающих 2,83% Кольского полуострова.   4.2 Природные заказники

Оглавление

Заказниками объявляются участки суши (акватории), ценные в природоохранном, экологическом, эстетическом, или ином отношениях. Они создаются для сохранения и воспроизводства, восстановления или всего природного комплекса (комплексные заказники), или отдельных видов природных ресурсов (зоологические, ботанические, охотничьи и т.д.). В заказнике полно или частично, на всей территории или на ее части, постоянно или временно запрещены или ограниченны хозяйственная, рекреационная или иная деятельность, противоречащая целям организации заказника. В области учреждение заказников происходило без изъятия участка земли (акватории) у землевладельцев (землепользователей). Их охрану осуществляют организации, в ведении которых они находятся, специальные штаты для этого не комплектуются.

В зависимости от природоохранной и иной ценности охраняемых комплексов, заказники могут иметь федеральное или региональное значение.

На территории Мурманской области в настоящее время функционируют следующие особо охраняемые территории этой категории:

  • Государственный природный (охотничий) заказник Федерального значения " Канозерский " - организован на основании решения Мурманского облисполкома от 23.08.1989 г. № 286 и приказа Главохоты РСФСР от 04.11.89г. № 315. Входит в структуру Управления охотничьего хозяйства Мурманской области.

    Площадь - 65,667 тыс.га.

  • Государственный природный (охотничий) заказник Федерального значения "Мурманский тундровый" - организован на основании решения Мурманского облисполкома от 13.05.87г. № 193 и приказа Главохоты РСФСР от 17.07.87г№ 279. Входит в структуру Управления охотничьего хозяйства Мурманской области. Площадь - 295,0 тыс.га.
  • Государственный природный (охотничий) заказник Федерального значения " Туломский " - организован на основании решения Мурманского облисполкома от 13.12.89г. № 399 и приказа Главохоты РСФСР от 15.01.1990 г.№ 9. Входит в структуру Управления охотничьего хозяйства Мурманской области.

    Площадь - 33,7 тыс.га.

  • Государственный природный (охотничий) заказник регионального значения " Сейдозеро ". Входит в структуру Управления охотничьего хозяйства Мурманской области. Организован решением Мурманского облисполкома от 24.11.82 г. № 538. Площадь -17 400 га.
  • Государственный природный (охотничий) заказник регионального значения " Понойский ". Входит в структуру Управления охотничьего хозяйства Мурманской области. Организован решением Мурманского облисполкома от 22.04.81 г. № 212. Площадь -98 600 га.
  • Государственный природный ( рыбохозяйственный ) природный заказник на реке Нота. Входит в структуру Мурманского бассейнового управления по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства ( Мурманрыбвод ). Организован решением Мурманского облисполкома от 21.03.84г. № 133. Площадь -15 800 га.
  • Государственный природный (биологический) заказник " Варзугский ". Входит в структуру управления " Мурманрыбвод ". Организован Постановлением Правительства Мурманской области № 4-ПП/ от 03.02.2000г. на месте одноименного рыбохозяйственного заказника.
  • Поскольку во внутрихозяйственных (целевых) заказниках охраняется либо охотофауна либо ихтиофауна, а не экосистемы в целом (на них не распространяется режим землепользования, определенный земельным кодексом для земель природоохранного назначения), то в природно-заповедный фонд можно отнести только два, в которых охраняются в естественном состоянии сообщества горных тундр, первичных лесов, болот и озер, как места обитания редких и типичных видов флоры и фауны и как фактор поддержания экологического баланса:

  • Государственный природный (комплексный) заказник " Кутса ". Организован постановлением Администрации Мурманской области от 21.06.94г. № 259.

    Площадь - 52 000 га.

  • Государственный природный (комплексный) заказник " Колвицкий ". Организован постановлением Администрации Мурманской области от 21.06.94г. № 258.

    Площадь - 40 900га.

  • В то же время комплексные заказники должны стать в области основной формой территориальной охраной природы, с одной стороны, в наиболее полной степени (кроме заповедников) охраняющие естественные природные комплексы, и, с другой стороны, не ущемляющие права местного населения. 4.3 Государственные памятники природы

    Оглавление

    В 1980 году решением облисполкома памятниками природы объявлены 36 отдельных природных объектов и небольших участков суши и акватории. Из этого числа памятников было: 11 - геологических, два - гидрологических, девять - ботанических, два - природно-исторических и два геолого-исторических полигона. В 1985 году бывший Госплан РСФСР по предложению областного и центрального Советов Всероссийского общества охраны природы перевел четыре памятника местного значения (из числа перечисленных выше) в ранг "государственных памятников природы республиканского значения". Это были: "Залежь Юбилейная" в Ловозерских горах, " Астрофиллиты горы Эвеслогчорр " в Хибинских горах, " Эпидозиты мыса Верхний наволок" на полуострове Толстик в Кандалакшском заливе и "Озеро Могильное" на острове Кильдин в Баренцевом море.

    В 1986 г. облисполком принял решение об объявлении памятниками природы еще 14 объектов . с реди которых один - геологический, три - гидрологических, десять - лесные. Кроме того, один памятник природы образован решением Апатитского горисполкома.

    Вся работа проводилась Всероссийским обществом охраны природы, которым готовились решения исполнительной власти, оформлялись паспорта и охранные обязательства. Довольно широкому охвату территории области и разнообразию выделяемых объектов способствовало то, что активистами ВООП являлись специалисты и ученные разного профиля, хорошо знакомые с природой региона.

    В настоящее время перед природоохранными органами стоит задачи сохранения и научно-обоснованного развития сети охраняемых территорий, в том числе ПП. Исходя из вышеизложенного, необходимыми этапами этого процесса представляются:

  • дальнейшее обследование существующих памятников природы с целью выявления их современного состояния, полного описания и каталогизации;
  • исключение из списка ПП объектов, потерявших ценность или находящихся в очень плохом состоянии;
  • организация новых ПП и расширение границ существующих (исходя из рекомендаций специалистов).
  • За 1998-1999 годы Мурманскгоскомэкологией подготовлены материалы на утверждение около 20 новых природных объектов данной категории, и в течение 2000 года планируется их частичное обследование и утверждение в органах власти. 4.4 Национальные и природные парки. Перспектива развития сети ООПТ Мурманской области

    Оглавление

    Основным направлением развития сети особо охраняемых природных территорий Мурманской области является создание целостного и функционально связанного сочетания различных категорий таких территорий, отличающихся по целям создания и режиму охраны. Формирование каркаса системы основывается на комплексном анализе природных и социально-экономических условий. Это является необходимой предпосылкой стабилизации экологической обстановки.

    Основным нормативным документом в обеспечении этого процесса в Российской Федерации служит Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года №572-р, которым утвержден перечень государственных природных заповедников и национальных парков на территории Российской Федерации в 1994-2005 годах. По Мурманской области, согласно этого перечня, считается перспективным создание одного заповедника (" Енозерский тундровый" площадью 300 тыс. га, на базе "Мурманского тундрового заказника") и двух национальных парков (" Кутса ", площадью 113,2 тыс .г а, и "Терский берег", площадью 250 тыс. га).

    С 1998 года Мурманскгоскомэкологией и Управлением лесами Мурманской области, при поддержке Министерства охраны окружающей среды Финляндии, реализуется проект по созданию ряда охраняемых территорий, в том числе национальных парков (НП) " Кутса " (на базе существующего одноименного комплексного заказника), "Терский берег", включенных в вышеуказанное постановление Правительства РФ, а так же национального парка "Хибины" и ООПТ "Лапландский лес".

    Рассматриваемые проекты основываются на соглашении о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между российской Федерацией и Республикой Финляндия (1992 г) и выполняются в рамках Российско-Финляндской программы по развитию устойчивого лесного хозяйства и сохранения биологического разнообразия на Северо - Западе России.

    Совместная деятельность в рамках проекта включает:

  • обследование указанных территорий;
  • обоснование оптимальных границ ООПТ по экологическим и социально-экономическим параметрам;
  • разработку технико-экономических обоснований и схем организации и развития национальных парков.
  • Кроме того, одним из направлений работы по развитию сети охраняемых территорий должно являться расширение уже существующих ООПТ, как за счет заповедных зон, так и за счет буферных. Так, например, по Кандалакшскому заповеднику, является перспективным увеличение его площади путем присоединения Кийских островов с прилегающей полосой акватории, материкового участка, примыкающего к Гавриловскому архипелагу заповедника, островов Средние луды ( Кандалакшский залив Белого моря). По заповеднику " Пасвик " - организация биосферного полигона с музеем под открытым небом и лесной школой. 4.5 Красная книга Мурманской области

    Оглавление

    В продолжалась работа по проекту "Красная книга Мурманской области", в которой принимают участие Мурманскгоскомэкология , заповедники " Пасвик ", Кандалакшский , Лапландский, ПАБСИ, ММБИ, ПИНРО, ИППЭС, Управление охотничьего хозяйства, Областной Совет ВООП. Заказчиком работ выступает областной комитет экологии, координатором - заповедник " Пасвик ".